Коммуникация в образовании младших школьников в инклюзивном классе участниками образовательного процесса (на материале исследования общеобразовательных учреждений Пермского края)

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье приводятся различные интерпретации коммуникативного подхода в образовании младших школьников участниками образовательного процесса, раскрывается понятие коммуникативного подхода в образовании младших школьников с ОВЗ, выводится рабочее определение понятий «компетенция», «коммуникация», «речевая деятельность», «инклюзивное образование» и др. Коммуникация рассматривается как основное понятие для реализации информационной и коммуникативной компетенций в образовании. Производится обзор теоретической литературы по проблеме коммуникации при обучении детей-инвалидов в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации. Анализируется материал нормативно-правовой базы по реализации инклюзивного образования в Российской Федерации, а также производится обзор эмпирической базы исследования анкет педагогических коллективов общеобразовательных учреждений на предмет состоятельности инклюзивных методов обучения на территории Пермского края, анкет младших школьников, показывающих степень готовности класса к сотрудничеству с детьми с ОВЗ внутри одного коллектива. В данной статье автор указывает на недостатки форм взаимодействия педагогического коллектива и детей с особенностями в развитии, делается вывод о том, что развитие коммуникативных умений в образовательном процессе является наиболее эффективным методом взаимодействия в рамках программы инклюзивного образования в Российской Федерации, даются рекомендации для успешной реализации данного подхода.

Об авторах

Лариса Александровна Косолапова

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет

Email: la_kossolapova@list.ru

доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики

Россия, Пермь

Гузаль Тагировна Лыскова

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: gusal-s@mail.ru

аспирант кафедры педагогики

Россия, Пермь

Список литературы

  1. Косолапова Л.А. Исторический анализ и модели процесса преподавания педагогики // Ярославский педагогический вестник: научный журнал. 2009. № 4 (61). С. 98-101.
  2. Косолапова Л.А., Матвеева О.В. Преподавание педагогики: от теории к практике // Педагогическое образование и наука. 2009. № 6. С. 78-82.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 [Электронный ресурс] // https://docs.edu.gov.ru/document/ 75cb08fb7d6b269e9ecb078bd541567b.
  4. Емельянова И.А. Педагогическая технология формирования коммуникативных умений и навыков у младших школьников с нарушением интеллекта: дис. … канд. пед. наук. Екатеринбург, 2009. 274 с.
  5. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Государственная система правовой информации. Официальный интернет-портал правовой информации. - http://pravo.gov.ru/proxy/ips/? docbody=&link_id=6&nd=102162745.
  6. Алехина С.В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья // Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: монография / под общ. ред. Н.В. Лалетина. Красноярск, 2013. С. 71-95.
  7. Мельник Ю.В. Инклюзивное образование в контексте социализации детей с инвалидностью // Вестник Ставропольского государственного университета. 2011. № 1. С. 83-90.
  8. Бубеева Б.Н. Проблема инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Бурятского государственного университета. 2010. № 1. С. 221-225.
  9. Пермский край в цифрах. 2018: Краткий статистический сборник. Пермь, 2018. 181 с.
  10. Выготский Л.С. Развитие речи и мышления. М.: Лабиринт, 1999. 352 с.
  11. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. М.: Просвещение, 1986. 192 с.
  12. Лубовский В.Н. Развитие словесной регуляции действий у детей в нормальном и нарушенном развитии. М.: Буки Веди, 2013. 200 с.
  13. Ахапкина Я.Э. Отрыв от ситуации «здесь и сейчас» в аспектуально-темпоральной сфере на ранних этапах развития речи // Проблемы социо- и психолингвистики: сб. ст. Вып. 10: Возраст как фактор речевого поведения. Пермь: Перм. гос. ун-т, 2007. С. 5-22.
  14. Доброва Г.Р. О некоторых аспектах усвоения лексической семантики детьми 3-6 лет: влияние «нового знания» на речевое поведение // Проблемы социо- и психолингвистики: сб. ст. Вып. 10: Возраст как фактор речевого поведения. Пермь: Перм. гос. ун-т, 2007. С. 30-48.
  15. Малахова Ю.Н. Функционирование компетентностного подхода к образованию в рамках коммуникативной онтологии // Вестник Томского государственного университета. 2013. № 375. С. 51-54.
  16. Штерн А.С. Введение в психологию: Курс лекций / под ред. Л.В. Сахарного, Т.И. Ерофеевой, Е.В. Глазановой. 2-е изд., испр. М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2006. 312 с.
  17. Штерн А.С. Перцептивный аспект речевой деятельности: автореф. дис. … д-ра филол. наук. Л., 1990. 411 с.
  18. Овчинникова И.Г. Индивидуальная вариативность детских повествований как отражение различий в стилях освоения языка // Мерлинские чтения: «В.С. Мерлин и системное исследование индивидуальности человека»: мат-лы межрегион. юбилейной науч.-практ. конф., 19-20 мая 2005 г., Пермь. В 3 ч. Ч. 1. Россия, Пермский государственный педагогический университет, Пермское региональное отделение Российского психологического общества, 2005. С. 172-178.
  19. Зырянова Е.В. Вариативность стратегий коммуникативного и речевого поведения (по материалам повествований пятилетних детей) // Язык и личность. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2006. С. 35-43.
  20. Угланова И.А. Экспериментальное исследование механизма вероятностного прогнозирования (на материале субъективных оценок частот слов младшими школьниками). Пермь, 2005. 129 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Косолапова Л.А., Лыскова Г.Т., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».