Коммуникация в образовании младших школьников в инклюзивном классе участниками образовательного процесса (на материале исследования общеобразовательных учреждений Пермского края)
- Авторы: Косолапова Л.А.1, Лыскова Г.Т.1
-
Учреждения:
- Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
- Выпуск: Том 8, № 1 (2019)
- Страницы: 260-265
- Раздел: 13.00.00 – педагогические науки
- URL: https://bakhtiniada.ru/2309-4370/article/view/21620
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv201981308
- ID: 21620
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье приводятся различные интерпретации коммуникативного подхода в образовании младших школьников участниками образовательного процесса, раскрывается понятие коммуникативного подхода в образовании младших школьников с ОВЗ, выводится рабочее определение понятий «компетенция», «коммуникация», «речевая деятельность», «инклюзивное образование» и др. Коммуникация рассматривается как основное понятие для реализации информационной и коммуникативной компетенций в образовании. Производится обзор теоретической литературы по проблеме коммуникации при обучении детей-инвалидов в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации. Анализируется материал нормативно-правовой базы по реализации инклюзивного образования в Российской Федерации, а также производится обзор эмпирической базы исследования анкет педагогических коллективов общеобразовательных учреждений на предмет состоятельности инклюзивных методов обучения на территории Пермского края, анкет младших школьников, показывающих степень готовности класса к сотрудничеству с детьми с ОВЗ внутри одного коллектива. В данной статье автор указывает на недостатки форм взаимодействия педагогического коллектива и детей с особенностями в развитии, делается вывод о том, что развитие коммуникативных умений в образовательном процессе является наиболее эффективным методом взаимодействия в рамках программы инклюзивного образования в Российской Федерации, даются рекомендации для успешной реализации данного подхода.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Лариса Александровна Косолапова
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
Email: la_kossolapova@list.ru
доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики
Россия, ПермьГузаль Тагировна Лыскова
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: gusal-s@mail.ru
аспирант кафедры педагогики
Россия, ПермьСписок литературы
- Косолапова Л.А. Исторический анализ и модели процесса преподавания педагогики // Ярославский педагогический вестник: научный журнал. 2009. № 4 (61). С. 98-101.
- Косолапова Л.А., Матвеева О.В. Преподавание педагогики: от теории к практике // Педагогическое образование и наука. 2009. № 6. С. 78-82.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 [Электронный ресурс] // https://docs.edu.gov.ru/document/ 75cb08fb7d6b269e9ecb078bd541567b.
- Емельянова И.А. Педагогическая технология формирования коммуникативных умений и навыков у младших школьников с нарушением интеллекта: дис. … канд. пед. наук. Екатеринбург, 2009. 274 с.
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Государственная система правовой информации. Официальный интернет-портал правовой информации. - http://pravo.gov.ru/proxy/ips/? docbody=&link_id=6&nd=102162745.
- Алехина С.В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья // Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: монография / под общ. ред. Н.В. Лалетина. Красноярск, 2013. С. 71-95.
- Мельник Ю.В. Инклюзивное образование в контексте социализации детей с инвалидностью // Вестник Ставропольского государственного университета. 2011. № 1. С. 83-90.
- Бубеева Б.Н. Проблема инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Бурятского государственного университета. 2010. № 1. С. 221-225.
- Пермский край в цифрах. 2018: Краткий статистический сборник. Пермь, 2018. 181 с.
- Выготский Л.С. Развитие речи и мышления. М.: Лабиринт, 1999. 352 с.
- Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. М.: Просвещение, 1986. 192 с.
- Лубовский В.Н. Развитие словесной регуляции действий у детей в нормальном и нарушенном развитии. М.: Буки Веди, 2013. 200 с.
- Ахапкина Я.Э. Отрыв от ситуации «здесь и сейчас» в аспектуально-темпоральной сфере на ранних этапах развития речи // Проблемы социо- и психолингвистики: сб. ст. Вып. 10: Возраст как фактор речевого поведения. Пермь: Перм. гос. ун-т, 2007. С. 5-22.
- Доброва Г.Р. О некоторых аспектах усвоения лексической семантики детьми 3-6 лет: влияние «нового знания» на речевое поведение // Проблемы социо- и психолингвистики: сб. ст. Вып. 10: Возраст как фактор речевого поведения. Пермь: Перм. гос. ун-т, 2007. С. 30-48.
- Малахова Ю.Н. Функционирование компетентностного подхода к образованию в рамках коммуникативной онтологии // Вестник Томского государственного университета. 2013. № 375. С. 51-54.
- Штерн А.С. Введение в психологию: Курс лекций / под ред. Л.В. Сахарного, Т.И. Ерофеевой, Е.В. Глазановой. 2-е изд., испр. М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2006. 312 с.
- Штерн А.С. Перцептивный аспект речевой деятельности: автореф. дис. … д-ра филол. наук. Л., 1990. 411 с.
- Овчинникова И.Г. Индивидуальная вариативность детских повествований как отражение различий в стилях освоения языка // Мерлинские чтения: «В.С. Мерлин и системное исследование индивидуальности человека»: мат-лы межрегион. юбилейной науч.-практ. конф., 19-20 мая 2005 г., Пермь. В 3 ч. Ч. 1. Россия, Пермский государственный педагогический университет, Пермское региональное отделение Российского психологического общества, 2005. С. 172-178.
- Зырянова Е.В. Вариативность стратегий коммуникативного и речевого поведения (по материалам повествований пятилетних детей) // Язык и личность. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2006. С. 35-43.
- Угланова И.А. Экспериментальное исследование механизма вероятностного прогнозирования (на материале субъективных оценок частот слов младшими школьниками). Пермь, 2005. 129 с.
Дополнительные файлы
