Обесценивание значимости высшего образования среди современной молодёжи как педагогическая проблема
- Авторы: Новодерова А.П.1
-
Учреждения:
- МИРЭА – Российский технологический университет
- Выпуск: Том 12, № 1 (2023)
- Страницы: 288-292
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://bakhtiniada.ru/2309-4370/article/view/133981
- DOI: https://doi.org/10.55355/snv2023121309
- ID: 133981
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме обесценивания высшего образования среди молодежи. В работе проанализированы предпосылки развития и распространения данной тенденции в образовательной сфере. В первую очередь это новые направления развития рынка и разработка современных профессий, которые основаны на комбинировании различных видов деятельности. Рассмотрены новые специальности и образовательные программы, которые могут появиться в ближайшее десятилетие. Исследование включает анализ демографической статистики молодого населения Российской Федерации за 2013–2021 годы и динамики численности студентов, обучавшихся в этот период по программам высшего образования. Также были проанализированы научные статьи и работы, посвященные изучению явления самозанятости и факторов, влияющих на выбор выпускников школ и абитуриентов. Исследование позволило выявить причины такого явления, как обесценивание значимости высшего образования среди современной молодежи. В качестве ключевых были выделены: низкий уровень знаний школьников, изъяны в системе их оценивания; снижение популярности и спроса на профессиональное образование; высокая стоимость обучения в вузах; устаревание и несоответствие образовательных программ современным запросам рынка и общества. Все перечисленные факторы были обоснованы и детально изучены, поскольку каждый из них является проблемой или недоработкой современной системы отечественного образования и требует внимания со стороны общественности.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Анна Павловна Новодерова
МИРЭА – Российский технологический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: an.novoderova@yandex.ru
кандидат физико-математических наук, старший преподаватель кафедры высшей математики
Россия, МоскваСписок литературы
- Атлас новых профессий 3.0 / под ред. Д. Варламовой, Д. Судакова. М.: Альпина Про, 2021. 472 с.
- Пузанова Ж.В., Гаспаришвили А.Т., Ларина Т.И. Образовательные тренды современной российской молодёжи // Вестник Института социологии. 2017. Т. 8, № 3. С. 53–68. doi: 10.19181/vis.2017.22.3.470.
- Демографический ежегодник России. 2021: стат. сб. M.: Росстат, 2021. 256 с.
- Российский статистический ежегодник. 2022: стат. сб. M.: Росстат, 2022. 691 с.
- Форма № ВПО-1 «Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» [Электронный ресурс] // Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. https://minobrnauki.gov.ru/action/stat/highed.
- Рыченков М.В., Рыченкова И.В., Киреев В.С. Исследование факторов, оказывающих влияние на выбор вуза абитуриентами, на различных этапах процесса поступления [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6. https://science-education.ru/ru/article/view?id=11612.
- Носовец Е.А. Сравнительный анализ факторов, влияющих на выбор абитуриентов (российский и зарубежный опыт) // Научный поиск в современном мире: сб. мат-лов 8-й междунар. науч.-практ. конф. Махачкала: ООО «Апробация», 2015. С. 119–120.
- Лызь Н.А., Нещадим И.О. Мотивация поступления в вуз как фактор компетентностно-ориентированного обучения // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2018. Т. 10, № 1. С. 13–19. doi: 10.14529/ped180102.
- Пригожин В.Л., Саволайнен Р.А., Моткина Е.А. Обесценивание высшего образования в Российской Федерации // Инновации в научно-техническом обеспечении агропромышленного комплекса России: мат-лы всерос. (нац.) науч.-практ. конф. (г. Курск, 5–6 февраля 2020 г.). Ч. 3. Курск: Изд-во Курск. гос. с.-х. ак., 2020. С. 345–349.
- Беляев С.А. Обесценивание престижа высшего образования как фактор снижения численности обучающихся на заочной форме обучения // Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10, № 1 (34). С. 21–24.
- Касаткина Н.П., Шумкова Н.В. От самообразования к самозанятости: непарадный вход молодежи на рынок труда // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 3 (157). С. 201–223. doi: 10.14515/monitoring.2020.3.1600.
- Гапонова С.Н. Самозанятость как одна из форм преодоления безработицы среди молодежи // Вестник Московского гуманитарно-экономического института. 2019. № 2. С. 36–38.
- Касаткина Н.П., Шумкова Н.В. Самозанятость и самообразование современной молодежи: так ли нужен диплом? // Динамика социальной среды как фактор развития потребности в новых профессионалах в сфере социальной работы и организации работы с молодежью / под общ. ред. проф. З.Х. Саралиевой. Н. Новгород: Изд-во НИСОЦ, 2019. С. 617–622.
- Вильчинская М.А., Волохова С.Г. Взаимосвязь компетенций, саморазвития и самозанятости на современном рынке труда молодых специалистов // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2021. Т. 10, № 2 (35). С. 107–110.
- Заводян И.С. Самозанятость как фактор трансформации профессиональных установок современной молодежи // Образование. Культура. Общество: сб. изб. ст. по мат-лам междунар. науч. конф. СПб.: ГНИИ «Нацразвитие», 2020. С. 48–49.
- Кадневский В.М., Полежаев В.Д. Системные недостатки ЕГЭ. Когда их преодолеем? // Народное образование. 2010. № 9 (1402). С. 40–49.
- Поротикова С.Е. Необходимость гармонизации образовательных программ и требований ЕГЭ // Студенческий электронный журнал СтРИЖ. 2021. № 2 (37.1). С. 71–73.
- Бомба И.В. Анализ влияния социально-экономических факторов на профессиональный выбор абитуриентов // Экономика. Общество. Человек: межвуз. сб. науч. тр. Вып. XXXVI / под ред. Е.Н. Чижовой. Белгород: Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, 2019. С. 200–205.
- Трубицына Л.В. Факторы, влияющие на выбор вуза абитуриентом: анализ результатов фокус-групп // Academia. Педагогический журнал Подмосковья. 2018. № 2. С. 30–36.
- Абрамов Р.А., Забазнова Н.М., Халатенкова Е.Ю. Оценка профессиональной востребованности выпускников в системе высшего образования // Высшее образование в России. 2016. № 11. С. 79–87.
