Обесценивание значимости высшего образования среди современной молодёжи как педагогическая проблема

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме обесценивания высшего образования среди молодежи. В работе проанализированы предпосылки развития и распространения данной тенденции в образовательной сфере. В первую очередь это новые направления развития рынка и разработка современных профессий, которые основаны на комбинировании различных видов деятельности. Рассмотрены новые специальности и образовательные программы, которые могут появиться в ближайшее десятилетие. Исследование включает анализ демографической статистики молодого населения Российской Федерации за 2013–2021 годы и динамики численности студентов, обучавшихся в этот период по программам высшего образования. Также были проанализированы научные статьи и работы, посвященные изучению явления самозанятости и факторов, влияющих на выбор выпускников школ и абитуриентов. Исследование позволило выявить причины такого явления, как обесценивание значимости высшего образования среди современной молодежи. В качестве ключевых были выделены: низкий уровень знаний школьников, изъяны в системе их оценивания; снижение популярности и спроса на профессиональное образование; высокая стоимость обучения в вузах; устаревание и несоответствие образовательных программ современным запросам рынка и общества. Все перечисленные факторы были обоснованы и детально изучены, поскольку каждый из них является проблемой или недоработкой современной системы отечественного образования и требует внимания со стороны общественности.

Об авторах

Анна Павловна Новодерова

МИРЭА – Российский технологический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: an.novoderova@yandex.ru

кандидат физико-математических наук, старший преподаватель кафедры высшей математики

Россия, Москва

Список литературы

  1. Атлас новых профессий 3.0 / под ред. Д. Варламовой, Д. Судакова. М.: Альпина Про, 2021. 472 с.
  2. Пузанова Ж.В., Гаспаришвили А.Т., Ларина Т.И. Образовательные тренды современной российской молодёжи // Вестник Института социологии. 2017. Т. 8, № 3. С. 53–68. doi: 10.19181/vis.2017.22.3.470.
  3. Демографический ежегодник России. 2021: стат. сб. M.: Росстат, 2021. 256 с.
  4. Российский статистический ежегодник. 2022: стат. сб. M.: Росстат, 2022. 691 с.
  5. Форма № ВПО-1 «Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» [Электронный ресурс] // Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. https://minobrnauki.gov.ru/action/stat/highed.
  6. Рыченков М.В., Рыченкова И.В., Киреев В.С. Исследование факторов, оказывающих влияние на выбор вуза абитуриентами, на различных этапах процесса поступления [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6. https://science-education.ru/ru/article/view?id=11612.
  7. Носовец Е.А. Сравнительный анализ факторов, влияющих на выбор абитуриентов (российский и зарубежный опыт) // Научный поиск в современном мире: сб. мат-лов 8-й междунар. науч.-практ. конф. Махачкала: ООО «Апробация», 2015. С. 119–120.
  8. Лызь Н.А., Нещадим И.О. Мотивация поступления в вуз как фактор компетентностно-ориентированного обучения // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2018. Т. 10, № 1. С. 13–19. doi: 10.14529/ped180102.
  9. Пригожин В.Л., Саволайнен Р.А., Моткина Е.А. Обесценивание высшего образования в Российской Федерации // Инновации в научно-техническом обеспечении агропромышленного комплекса России: мат-лы всерос. (нац.) науч.-практ. конф. (г. Курск, 5–6 февраля 2020 г.). Ч. 3. Курск: Изд-во Курск. гос. с.-х. ак., 2020. С. 345–349.
  10. Беляев С.А. Обесценивание престижа высшего образования как фактор снижения численности обучающихся на заочной форме обучения // Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10, № 1 (34). С. 21–24.
  11. Касаткина Н.П., Шумкова Н.В. От самообразования к самозанятости: непарадный вход молодежи на рынок труда // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 3 (157). С. 201–223. doi: 10.14515/monitoring.2020.3.1600.
  12. Гапонова С.Н. Самозанятость как одна из форм преодоления безработицы среди молодежи // Вестник Московского гуманитарно-экономического института. 2019. № 2. С. 36–38.
  13. Касаткина Н.П., Шумкова Н.В. Самозанятость и самообразование современной молодежи: так ли нужен диплом? // Динамика социальной среды как фактор развития потребности в новых профессионалах в сфере социальной работы и организации работы с молодежью / под общ. ред. проф. З.Х. Саралиевой. Н. Новгород: Изд-во НИСОЦ, 2019. С. 617–622.
  14. Вильчинская М.А., Волохова С.Г. Взаимосвязь компетенций, саморазвития и самозанятости на современном рынке труда молодых специалистов // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2021. Т. 10, № 2 (35). С. 107–110.
  15. Заводян И.С. Самозанятость как фактор трансформации профессиональных установок современной молодежи // Образование. Культура. Общество: сб. изб. ст. по мат-лам междунар. науч. конф. СПб.: ГНИИ «Нацразвитие», 2020. С. 48–49.
  16. Кадневский В.М., Полежаев В.Д. Системные недостатки ЕГЭ. Когда их преодолеем? // Народное образование. 2010. № 9 (1402). С. 40–49.
  17. Поротикова С.Е. Необходимость гармонизации образовательных программ и требований ЕГЭ // Студенческий электронный журнал СтРИЖ. 2021. № 2 (37.1). С. 71–73.
  18. Бомба И.В. Анализ влияния социально-экономических факторов на профессиональный выбор абитуриентов // Экономика. Общество. Человек: межвуз. сб. науч. тр. Вып. XXXVI / под ред. Е.Н. Чижовой. Белгород: Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, 2019. С. 200–205.
  19. Трубицына Л.В. Факторы, влияющие на выбор вуза абитуриентом: анализ результатов фокус-групп // Academia. Педагогический журнал Подмосковья. 2018. № 2. С. 30–36.
  20. Абрамов Р.А., Забазнова Н.М., Халатенкова Е.Ю. Оценка профессиональной востребованности выпускников в системе высшего образования // Высшее образование в России. 2016. № 11. С. 79–87.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рисунок 1 – Динамика численности молодого поколения в возрасте от 15 до 29 лет

Скачать (30KB)
3. Рисунок 2 – Динамика численности студентов вузов

Скачать (39KB)

© Новодерова А.П., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».