Авторская методика в музыкальной педагогике: понятие, отличительные характеристики, персоналии
- Авторы: Шеститко И.В.1, Вань К.1
-
Учреждения:
- Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка
- Выпуск: Том 11, № 4 (2022)
- Страницы: 342-346
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://bakhtiniada.ru/2309-4370/article/view/133260
- DOI: https://doi.org/10.55355/snv2022114319
- ID: 133260
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье представлены результаты анализа понятий «методика», «авторская методика», «технология обучения». Авторская методика в музыкальной педагогике раскрыта через понятия «авторская концепция», «система преподавания», «инновационная деятельность педагога», «совокупность нестандартных методов, приемов и средств обучения», которые направлены на развитие музыкальных способностей, раскрытие творческого потенциала обучающихся с учетом личности педагога. Представлены выводы о цели авторской методики, о ее структурном представлении как последовательности действий, направленных на достижение поставленной цели, о содержательном наполнении конкретными методами и приемами, о критериях и показателях ее результативности для определения условий, способствующих либо ограничивающих ее применение. В статье представлены краткие характеристики авторских методик в музыкальной педагогике: авторская методика использования музыкальных инструментов для развития музыкального слуха детей дошкольного возраста Е.И. Зоткиной; авторская методика А.А. Пиличяускаса, в которой используется метод осознания интонируемого смысла произведения и метод осознания личностного смысла музыкального сочинения; авторская методика К.А. Мартинсена, характеризующаяся переходом от технического обучения к внутреннему и от внутреннего к внешнему; авторская методика СИТО В.Г. Ражникова; авторская методика Шерил Портер «Cheryl Porter vocal method».
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Ирина Владимировна Шеститко
Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка
Автор, ответственный за переписку.
Email: irina.shestitko@mail.ru
кандидат педагогических наук, директор института повышения квалификации и переподготовки, доцент кафедры менеджмента и образовательных технологий
Белоруссия, МинскКэ Вань
Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка
Email: 963376741@qq.com
аспирант кафедры менеджмента и образовательных технологий
Белоруссия, МинскСписок литературы
- Галица И.А., Парубец О.В., Розметова Е.Г. Операционно-проектные технологии активизации креативно-инновационного потенциала // Alma mater. 2013. № 2. С. 47–50.
- Громова С.А. Активизация мыследеятельности учащихся в процессе слушания музыки на уроке // Мастацкая і музычная адукацыя. 2015. № 1. С. 16–20.
- Конотоп А.В., Дамулин И.В., Струценко А.А. Организационно-педагогические условия формирования современного специалиста (на примере образовательного процесса в медицинском вузе) // Alma mater. 2017. № 11. С. 41–45.
- Нижникова А.Б. Формирование певческой культуры учителя музыки в процессе профессиональной подготовки в высшей школе: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. Минск, 2004. 108 с.
- Полякова Е.С. Перманентное развитие личности педагога-музыканта в условиях полисубъектного взаимодействия: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01. Минск, 2013. 350 с.
- Сурикова О.В. Технология развития рефлексивной компетентности педагога // Зборнік навуковых прац Акадэміі паслядыпломнай адукацыі. Вып. 18. Мінск: АПА, 2020. С. 416–428.
- Хуторской А.В. Образование, сообразное человеку: технология выращивания ценностей и целей // Народное образование. 2014. № 4. С. 153–159.
- Шакун Т.А. Развитие дидактических способностей слушателей переподготовки в процессе генеративного обучения педагогической деятельности // Адукацыя і выхаванне. 2022. № 9. С. 59–66.
- Шеститко И.В., Чэнь Ц. Профессиональная компетентность учителя вокала: сущность и структура // Педагогическая наука и образование. 2022. № 1. С. 65–71.
- Методика // Белорусская педагогическая энциклопедия: в 2 т. Т. 1: А–М / науч. ред. С.П. Самуэль, З.И. Малейко, А.П. Чернякова. Минск: Адукацыя i выхаванне, 2015. С. 658.
- Методика учебного предмета // Педагогическая энциклопедия: в 4 т. Т. 2: Ж–М / гл. ред.: И.А. Каиров и др. М.: Советская энциклопедия, 1965. С. 808.
- Методика воспитания // Педагогика: большая современная энциклопедия / авт.-сост. Е.С. Рапацевич. Минск: Современное слово, 2005. С. 307.
- Трофимова В.В., Кобзева Н.А., Никонова Е.Д., Ботова А.Л., Зяблова Н.Н. Технология обучения: последовательность действий // Высшее образование сегодня. 2017. № 3. С. 23–26.
- Мистюк В.А. Роль игры на музыкальных инструментах в развитии музыкального слуха и голоса детей (обзор методических работ) // Вопросы теории и методики музыкального воспитания: сб. науч. тр. Минск: Минский государственный педагогический институт, 1977. С. 27–38.
- Пиличяускас А.А. Познание музыки как воспитательная проблема: науч.-метод. пособие. М.: Мирос, 1992. 37 с.
- Мартинсен К.А. Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано / пер. с нем. В.Л. Михелис. М.: Классика-XXI, 2003. 115 с.
- Ражников В.Г. Постижение сущности эстетических эмоций и художественных переживаний (авторский словарь и методика его применения) // Музыкальное искусство и образование. 2013. № 4. С. 54–63.
- Юркина О.В. Западные методики обучения эстрадному вокалу: авторская методика Шерил Портер // Преподаватель XXI век. 2022. № 1. С. 176–189. doi: 10.31862/2073-9613-2022-1-176-189.
Дополнительные файлы
