Авторская методика в музыкальной педагогике: понятие, отличительные характеристики, персоналии

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье представлены результаты анализа понятий «методика», «авторская методика», «технология обучения». Авторская методика в музыкальной педагогике раскрыта через понятия «авторская концепция», «система преподавания», «инновационная деятельность педагога», «совокупность нестандартных методов, приемов и средств обучения», которые направлены на развитие музыкальных способностей, раскрытие творческого потенциала обучающихся с учетом личности педагога. Представлены выводы о цели авторской методики, о ее структурном представлении как последовательности действий, направленных на достижение поставленной цели, о содержательном наполнении конкретными методами и приемами, о критериях и показателях ее результативности для определения условий, способствующих либо ограничивающих ее применение. В статье представлены краткие характеристики авторских методик в музыкальной педагогике: авторская методика использования музыкальных инструментов для развития музыкального слуха детей дошкольного возраста Е.И. Зоткиной; авторская методика А.А. Пиличяускаса, в которой используется метод осознания интонируемого смысла произведения и метод осознания личностного смысла музыкального сочинения; авторская методика К.А. Мартинсена, характеризующаяся переходом от технического обучения к внутреннему и от внутреннего к внешнему; авторская методика СИТО В.Г. Ражникова; авторская методика Шерил Портер «Cheryl Porter vocal method».

Об авторах

Ирина Владимировна Шеститко

Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка

Автор, ответственный за переписку.
Email: irina.shestitko@mail.ru

кандидат педагогических наук, директор института повышения квалификации и переподготовки, доцент кафедры менеджмента и образовательных технологий

Белоруссия, Минск

Кэ Вань

Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка

Email: 963376741@qq.com

аспирант кафедры менеджмента и образовательных технологий

Белоруссия, Минск

Список литературы

  1. Галица И.А., Парубец О.В., Розметова Е.Г. Операционно-проектные технологии активизации креативно-инновационного потенциала // Alma mater. 2013. № 2. С. 47–50.
  2. Громова С.А. Активизация мыследеятельности учащихся в процессе слушания музыки на уроке // Мастацкая і музычная адукацыя. 2015. № 1. С. 16–20.
  3. Конотоп А.В., Дамулин И.В., Струценко А.А. Организационно-педагогические условия формирования современного специалиста (на примере образовательного процесса в медицинском вузе) // Alma mater. 2017. № 11. С. 41–45.
  4. Нижникова А.Б. Формирование певческой культуры учителя музыки в процессе профессиональной подготовки в высшей школе: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. Минск, 2004. 108 с.
  5. Полякова Е.С. Перманентное развитие личности педагога-музыканта в условиях полисубъектного взаимодействия: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01. Минск, 2013. 350 с.
  6. Сурикова О.В. Технология развития рефлексивной компетентности педагога // Зборнік навуковых прац Акадэміі паслядыпломнай адукацыі. Вып. 18. Мінск: АПА, 2020. С. 416–428.
  7. Хуторской А.В. Образование, сообразное человеку: технология выращивания ценностей и целей // Народное образование. 2014. № 4. С. 153–159.
  8. Шакун Т.А. Развитие дидактических способностей слушателей переподготовки в процессе генеративного обучения педагогической деятельности // Адукацыя і выхаванне. 2022. № 9. С. 59–66.
  9. Шеститко И.В., Чэнь Ц. Профессиональная компетентность учителя вокала: сущность и структура // Педагогическая наука и образование. 2022. № 1. С. 65–71.
  10. Методика // Белорусская педагогическая энциклопедия: в 2 т. Т. 1: А–М / науч. ред. С.П. Самуэль, З.И. Малейко, А.П. Чернякова. Минск: Адукацыя i выхаванне, 2015. С. 658.
  11. Методика учебного предмета // Педагогическая энциклопедия: в 4 т. Т. 2: Ж–М / гл. ред.: И.А. Каиров и др. М.: Советская энциклопедия, 1965. С. 808.
  12. Методика воспитания // Педагогика: большая современная энциклопедия / авт.-сост. Е.С. Рапацевич. Минск: Современное слово, 2005. С. 307.
  13. Трофимова В.В., Кобзева Н.А., Никонова Е.Д., Ботова А.Л., Зяблова Н.Н. Технология обучения: последовательность действий // Высшее образование сегодня. 2017. № 3. С. 23–26.
  14. Мистюк В.А. Роль игры на музыкальных инструментах в развитии музыкального слуха и голоса детей (обзор методических работ) // Вопросы теории и методики музыкального воспитания: сб. науч. тр. Минск: Минский государственный педагогический институт, 1977. С. 27–38.
  15. Пиличяускас А.А. Познание музыки как воспитательная проблема: науч.-метод. пособие. М.: Мирос, 1992. 37 с.
  16. Мартинсен К.А. Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано / пер. с нем. В.Л. Михелис. М.: Классика-XXI, 2003. 115 с.
  17. Ражников В.Г. Постижение сущности эстетических эмоций и художественных переживаний (авторский словарь и методика его применения) // Музыкальное искусство и образование. 2013. № 4. С. 54–63.
  18. Юркина О.В. Западные методики обучения эстрадному вокалу: авторская методика Шерил Портер // Преподаватель XXI век. 2022. № 1. С. 176–189. doi: 10.31862/2073-9613-2022-1-176-189.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Шеститко И.В., Вань К., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».