Философские предпосылки исследования личностно-развивающего потенциала знания будущего инженера

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Изменения, происходящие в динамично развивающемся промышленном производстве и обществе, ключевым ресурсом и богатством информационного социума определяют знания, смыслы, идеи, креативность субъекта инженерной деятельности. Проблема личностно-развивающего потенциала знания как важнейшей атрибуции, становящейся в пространстве профессионального саморазвития будущего инженера, актуальна для современного социума. Сегодня необходимость инновационных преобразований в подготовке инженеров новой формации, обладающих соответствующим объемом знаний для успешного решения научных, технических и производственно-организационных задач, является очевидной. Идея коэволюции природного и социального эпистемически проявляется в современных бионических инженерных проектах, побуждая профессиональное сообщество исследовать феномен знания в интеллектуальном развитии субъекта, в формировании умения находить знания за пределами норм, регламентов, стандартов, сковывающих мышление, в развитии способности интегрировать знание в плоскость практической реализации инженерной деятельности. В статье предпринята попытка дать оценку существующим аспектам рассматриваемой проблемы, обосновать актуальность обращения к философско-научному учению о знании и механизмах познания, фундаментальные положения которого обеспечат требуемый результат обучения как для профессионального, так и для личностного развития будущих инженеров. Для определения философских предпосылок личностно-развивающего потенциала знания мы обратились к эпистемологии, науке, которая в большей степени занята ценностно-смысловыми вопросами: «Чем является знание для человека? Что имеет большее значение в развитии личности как субъекта познания?» В исследовании установлено, что в изменившихся условиях современной информационно-коммуникативной цивилизации эпистемология выдвигает требование переосмыслить традиционные представления о знании, способах его получения и обоснования. Ее задаче-целевой функционал включает осмысление категориальной сущности знания, выявление оснований его достоверности, рассмотрение механизмов и моделей познавательных процессов; поиск предпосылок развивающего потенциала знания; осознание окружающего мира и возможностей жить и действовать в нем.

Об авторах

Ирина Николаевна Чарикова

Оренбургский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: irnic@bk.ru

кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики

Россия, Оренбург

Список литературы

  1. Карпов А.О. Образовательная эпистемология и трансформация знаний // Вестник Московского университета. Сер. 7: Философия. 2010. № 6. С. 79–92.
  2. Старикова Г.Г. Природа и гносеологические функции личностного неявного знания: автореф. дис. … канд. филос. наук. Харьков, 2001. 17 с.
  3. Карпов А.О. Эпистемическая вещь и ее артефакты // Психология и психотехника. 2012. № 8 (47). С. 7–28.
  4. Фельдштейн Д.И. Проблемы психолого-педагогических наук в пространственно-временной ситуации XXI века (доклад на общем собрании РАО 18.12.2012) // Проблемы современного образования. 2012. № 6. С. 48–70.
  5. Касавин И.Т. Знание и коммуникация: к современным дискуссиям в аналитической философии // Вопросы философии. 2013. № 6. С. 46–57.
  6. Лескова И.А. Проблема обновления содержания высшего образования в контексте феномена сложности // Педагогика и психология образования. 2017. № 3. С. 92–101.
  7. Мельник Г.М. Проблема «живого знания» в педагогическом процессе // Молодой ученый. 2015. № 12 (92). С. 777–780.
  8. Чарикова И.Н. Стратегии развития когнитивных способностей студентов инженерно-технических специальностей в проектной деятельности // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2018. № 2 (279). С. 73–76.
  9. Эпштейн М.Н. Философия возможного. СПб.: Алетейя, 2001. 334 с.
  10. Щербина Я.Ю. Человек проектирующий в современном мире // Философия хозяйства. 2016. № 3 (105). С. 11–23.
  11. Щукина М.А. Субъектный подход к саморазвитию личности: возможности теоретического понимания и эмпирического изучения // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. Т. 11, № 2. С. 7–22.
  12. Громыко Н.В. Деятельностная эпистемология и проблема трансляции теоретического знания в образовательной практике: автореф. дис. … д-ра филос. наук. М., 2011. 50 с.
  13. Никитина О.А. Фундаментальные эпистемодидактические исследования содержания образования и организации процесса обучения: автореф. дис. … д-ра пед. наук. Томск, 2018. 35 с.
  14. Зинченко В.П. Психологические основы педагогики (психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова): учеб. пособие. М.: Гардарики, 2002. 431 с.
  15. Ахметова М.Н. «Живое» знание в становлении готовности студентов к проективной деятельности // Гуманитарный вектор. 2008. № 3. С. 60–63.
  16. Исаев Е.И., Слободчиков В.И. Психология образования человека. Становление субъектности в образовательных процессах: учеб. пособие. М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. 431 с.
  17. Филипенок С.А. Личностное знание как проблема эпистемологии: автореф. дис. … канд. филос. наук: 09.00.01. М., 2013. 32 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Чарикова И.Н., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».