Воспитательный потенциал хорового конкурса в профессиональной подготовке учителя музыки

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена раскрытию педагогического и воспитательного потенциала хорового конкурса как творческого проекта, направленного на совершенствование музыкально-исполнительских компетенций будущих учителей-музыкантов. В статье обосновано значение культурно-образовательной среды хорового коллектива, который оказывает непосредственное управляющее воздействие на личность будущего учителя, его духовно-нравственного воспитание в образовательном процессе вуза. Подготовка к хоровому исполнительскому конкурсу рассматривается в виде этапов последовательных мотивированных действий педагога и студентов по достижению запланированного результата. Работа над конкурсной программой осуществляется в воспитывающей среде творческого взаимодействия, создает предпосылки личностного роста каждого участника, предполагает приобщение студентов к хоровой музыке с высоким уровнем духовного содержания. Освоение нравственной системы, «этического кодекса» в произведениях русской духовной музыки способствует осознанию участниками хора силы воздействия духовной музыки на развитие их этических сторон. Яркая эмоциональная насыщенность конкурсного выступления, творческий подъем усиливают продуктивность творческих решений, проявление способностей, личностных и профессиональных качеств студентов, утверждение ценности каждого в условиях конкурса. Рефлексия и самоанализ конкурсного исполнения программы развивают независимость и критичность мышления участников, утверждает их профессиональную позицию. Преодоление исполнительских трудностей, решение проблемных ситуаций способствуют повышению уровня профессиональной подготовки будущих педагогов-музыкантов, их «социальному закаливанию». Взаимодействие участников хора учит распределению ролей в обществе, дает представление о преемственности норм, правил, ценностей жизни.

Об авторах

Татьяна Александровна Колышева

Самарский государственный социально-педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: kolysheva@sgspu.ru

доктор педагогических наук, профессор кафедры музыкального образования

Россия, Самара

Ирина Анатольевна Пецина

Самарский государственный социально-педагогический университет

Email: irina_petsina@mail.ru

кандидат педагогических наук, профессор кафедры музыкального образования

Россия, Самара

Список литературы

  1. Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. https://docs.cntd.ru/document/420277810.
  2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование: приказ Минобрнауки РФ от 22.02.2018 № 121 [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. https://consultant.ru/document/cons_doc_law_293567.
  3. О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся: Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. https://consultant.ru/document/cons_doc_law_358792.
  4. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»: постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. https://consultant.ru/document/cons_doc_law_286474.
  5. Зеньковский В.В. Христианская философия / сост. и отв. ред. О.А. Платонов. М.: Институт русской цивилизации, 2010. 1072 с.
  6. Ильин И.А. О воспитании в грядущей России // Наши задачи. Историческая судьба и будущее России: статьи 1948–1954 гг.: в 2 т. Т. 2. М.: МП «Рарог», 1992. С. 237–241.
  7. Хомяков А.С. Об общественном воспитании в России // О старом и новом: статьи и очерки. М.: Современник, 1988. С. 222–238.
  8. Амонашвили Ш.А. Основы гуманной педагогики. В 20 кн. Кн. 10. Воспитание и развитие личности. М.: Свет, 2017. 288 с.
  9. Поляков С.Д. Основы педагогическо-психологической теории социального воспитания // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2016. Т. 5, вып. 3 (19). С. 260–269.
  10. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека: введение в психологию субъективности. учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. М.: ПСТГУ, 2014. 359 с.
  11. Сухомлинский / сост. Г.Д. Глейзер. М.: ИД Шалвы Амонашвили, 1997. 224 с.
  12. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. М.: Фаир-Пресс, 2004. 574 с.
  13. Бездухов В.П., Бездухов А.В. Ценностный подход к формированию гуманистической направленности студента – будущего учителя. Самара, СГПУ, 2000. 185 с.
  14. Бездухов В.П., Жирнова Т.В. Нравственно-ценностная сфера сознания студента: диагностика и формирование: монография. М.: МПСИ, 2008. 202 с.
  15. Новикова Л.И. Педагогика воспитания: избранные педагогические труды / под ред. Н.Л. Селивановой, А.В. Мудрика; сост. Е.И. Соколова. М.: ПЕР СЭ, 2010. 335 с.
  16. Позднякова О.К. Теоретические основы формирования нравственного сознания будущего учителя. М.: МПСИ, 2006. 168 с.
  17. Юсупов В.З. Профессиональное воспитание студентов вуза: понятие, структура, генезис развития // Знание. Понимание. Умение. 2019. № 2. С. 216–231. doi: 10.17805/zpu.2019.2.20.
  18. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учеб. пособие / под ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 576 с.
  19. Голованова Н.Ф. Педагогика: учебник и практикум. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2022. 372 с.
  20. Шитякова Н.П. Концепция и система подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников: автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.08. Уфа, 2007. 42 с.
  21. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник. Изд. второе, доп., испр. и перераб. М.: Университетская книга; Логос, 2009. 384 с.
  22. Колышева Т.А., Пецина И.А. Личностное развитие: профессиональная рефлексия в музыкально-педагогическом образовании: монография. Самара: СГСПУ, 2018. 164 с.
  23. Демакова И.Д. Принципы гуманизации пространства детства // Социальная педагогика. 2018. № 2–3. С. 19–24.
  24. Дубровская В.А. Влияние конкурсов педагогического мастерства на развитие профессионализма педагогов: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Кемерово, 2007. 18 с.
  25. Палашкина Г.В. Конкурс как средство личностно-профессионального самоопределения будущих музыкантов-исполнителей // Среднее профессиональное образование. 2010. № 2. С. 13–15.
  26. Кучерявенко С.В., Суздалова М.А. Теоретические основы педагогического сопровождения адаптации учащихся учреждений профессионального образования к рынку труда // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2011. № 8 (14), ч. II. С. 143–146.
  27. Малыгина И.О. Значение конкурсов профессионального мастерства в формировании профессиональной компетентности // Образование. Карьера. Общество. 2015. № 3 (46). С. 92–94.
  28. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: учеб. пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 320 с.
  29. Феттер И.В., Петрухина О.А. Конкурс как форма организации внеучебной деятельности в педагогическом вузе // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 50–3. С. 191–197.
  30. Александрова Е.В. Хоровое пение в системе социокультурного воспитания личности // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2009. № 3. С. 314–317.
  31. Бодина Е.А. Воспитательная функция музыки (эволюция и современные тенденции реализации): дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01. М., 1992. 420 с.
  32. Кузякина Т.И. Музыка и духовный мир человека // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2011. № 17, ч. II. С. 23–33.
  33. Шевченко Е.П. Формирование эмоционально-нравственного компонента духовной культуры будущего учителя музыки: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.02. М., 2003. 23 с.
  34. Петрусёва Н.А. Пьер Булез. Эстетика и техника музыкальной композиции. М.; Пермь: Реал, 2002. 350 с.
  35. Медушевский В.В. Духовный анализ музыки: в двух частях. 2-е изд. М.: Композитор, 2016. 630 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Колышева Т.А., Пецина И.А., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».