Эффективность применения национально-регионального компонента на занятиях по физической культуре для формирования ценностных ориентаций современной молодежи

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье обосновывается важность формирования ценностных ориентаций современной молодежи в построении гуманистического общества. Обозначается роль образовательного пространства вуза, в котором оптимально сочетаются обучение и воспитание в приобщении молодых людей к ценностям. Выявляются возможности использования национально-регионального компонента на занятиях по физической культуре в формировании ценностных ориентаций молодых людей, обучающихся в вузе: использование национально-регионального компонента позволяет приобщать молодого человека к культуре своего народа, прививать интерес к его истории, создавая условия для осознания значимости традиционных национальных духовных ценностей и их присвоения. Раскрывается педагогическое значение использования национальных видов спорта в образовательном процессе, заключающееся в их возможностях в воспитании нравственности, характера, волевых качеств, в создании определенного настроя, в развитии интереса к этническому творчеству. Представлены результаты исследования эффективности внедрения национально-регионального компонента в образовательную деятельность кафедр физического воспитания и спорта шести крупнейших университетов Татарстана. Обосновано, что, при недостаточной нормативно-правовой базе для реализации национально-регионального компонента в образовательном процессе вуза в целом и в предметной области «Физическая культура» в частности, значительная часть преподавателей реализует национально-региональный компонент на занятиях физической культурой средствами народных подвижных игр, национальных видов спорта, что являетcя эффективным средством формирования ценностных ориентаций современных молодых людей, обучающихся в вузе.

Об авторах

Владимир Львович Калманович

Казанский государственный архитектурно-строительный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: volek71@yandex.ru

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой физического воспитания и спорта

Россия, Казань

Список литературы

  1. Лосун К.В. Ценностные ориентации современной молодежи // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 1, ч. 2. С. 45–47.
  2. Абушенко В.Л. Ценностные ориентации // Всемирная энциклопедия: философия / гл. науч. ред. и сост. А.А. Грицанов. М.: АСТ; Минск: Харвест, Современный литератор, 2001. С. 1199–1200.
  3. Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей: Указ Президента РФ от 09.11.2022 № 809 [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. https://consultant.ru/document/cons_doc_law_430906.
  4. Судакова Ю.Е., Пархаева О.В., Игдырова С.В. Исследование ценностных ориентаций современной молодежи // Вестник Димитровградского инженерно-технологического института. 2020. № 1 (21). С. 100–103.
  5. Обновленский А.В. Особенности ценностных ориентаций российской молодежи на современном этапе // Российское общество в контексте социально-экономической и социокультурной повседневности: мат-лы XIII всероссийской школы молодого социолога. Ростов-на-Дону; Симферополь: Фонд науки и образования, 2020. С. 143–147.
  6. Зарубина Е.В., Чупина И.П. Ценностные ориентации современной молодежи: опыт социологического исследования // Наука. Образование. Культура. Вып. 4: мат-лы всерос. нац. науч.-практ. конф. «Целищевские чтения – 2022». 11 февраля 2022 г. Екатеринбург: Уральский государственный аграрный университет, 2022. С. 106–115.
  7. Гайфуллин А.Ю. Ценностные ориентации современной молодежи: социологический анализ // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2018. № 2. С. 30–33. doi: 10.20339/am.2-18.030.
  8. Белякова С.Г. Формирование ценностных ориентаций у подростков как педагогическая проблема // Педагогическое образование и наука. 2017. № 4. С. 117–120.
  9. Калимуллина О.А. Проблемы и пути решения в системе воспитательной работы современного вуза // Технология культурно-досуговой деятельности как фактор укрепления социального, межнационального и межконфессионального согласия в молодежной среде: мат-лы всерос. электрон. науч.-практ. конф. / науч. ред.: Д.В. Шамсутдинова, Р.И. Турханова, Л.Ф. Мустафина. Казань: Астор и Я, 2017. С. 11–15.
  10. Бородачева С.Е., Мезенцева В.А., Бочкарева О.П. Роль преподавателя физической культуры в формировании нравственного воспитания средствами физической культуры // Физическая культура, спорт и здоровье. 2019. № 33. С. 90–92.
  11. Горлов Д.О., Сушкова А.В., Серищев А.В. Нравственное воспитание студентов в процессе занятий физической культурой // Физическая культура, спорт и здоровье в современном обществе: сб. науч. ст. междунар. науч.-практ. конф. Воронеж: Научная книга, 2021. С. 40–42.
  12. Макусев О.Н., Дмитриева О.В. Влияние физической нагрузки на нравственный облик студента на занятиях по физической культуре и спорту // Бюллетень науки и практики. 2018. Т. 4, № 4. С. 512–515.
  13. Межман И.Ф., Исупова Е.В., Кононова О.В. Физическая культура как средство духовно-нравственного воспитания молодежи России // Обзор педагогических исследований. 2021. Т. 3, № 6. С. 68–73.
  14. Никонова В.Г., Калманович В.Л., Хайруллин Р.Р. Проблемы гармонизации и интеграции духовной и физической культуры студентов вузов в образовательной деятельности // Теория и практика физической культуры. 2008. № 6. С. 83–86.
  15. Токсонбаев Р.Н., Доронбаева Н.О., Ибрагимова Н.Э. Особенности духовно-нравственного воспитания и физического развития личности // Вестник физической культуры и спорта. 2021. № 1 (27). С. 68–72.
  16. Калимуллина О.А., Кузнецова Ю.Н. Педагогика профессионального образования в сфере физической культуры и спорта: учеб.-метод. пособие. Казань: Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, 2021. 43 с.
  17. Бобырев Н.Д., Хайруллин Д.Р., Габдрахманов Р.Ф. Национально-региональный компонент олимпийского образования в теоретическом курсе «Физическая культура» в вузе // Актуальные вопросы физического и адаптивного физического воспитания в системе образования: сб. мат-лов I всерос. с междунар. участием науч.-практ. конф. Т. 1 / под общ. ред. Н.В. Финогеновой. Волгоград: ФГБОУ ВО «ВГАФК», 2019. С. 209–212.
  18. Наговицын Р.С. Национально-региональный компонент содержания обучения физической культуре в вузе // Вестник развития науки и образования. 2013. № 6. С. 83–87.
  19. Наговицын Р.С. Разработка национально-регионального компонента содержания обучения для формирования физической культуры личности студента // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2013. № 3. С. 49–55.
  20. Нурмагомедова Э.Н., Лопатин А.Т. Национально-региональный компонент на занятиях физической культуры в вузе // Новая наука: Современное состояние и пути развития. 2016. № 5–2. С. 102–104.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Калманович В.Л., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».