Эффективность применения национально-регионального компонента на занятиях по физической культуре для формирования ценностных ориентаций современной молодежи
- Авторы: Калманович В.Л.1
-
Учреждения:
- Казанский государственный архитектурно-строительный университет
- Выпуск: Том 11, № 4 (2022)
- Страницы: 284-288
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://bakhtiniada.ru/2309-4370/article/view/133250
- DOI: https://doi.org/10.55355/snv2022114309
- ID: 133250
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье обосновывается важность формирования ценностных ориентаций современной молодежи в построении гуманистического общества. Обозначается роль образовательного пространства вуза, в котором оптимально сочетаются обучение и воспитание в приобщении молодых людей к ценностям. Выявляются возможности использования национально-регионального компонента на занятиях по физической культуре в формировании ценностных ориентаций молодых людей, обучающихся в вузе: использование национально-регионального компонента позволяет приобщать молодого человека к культуре своего народа, прививать интерес к его истории, создавая условия для осознания значимости традиционных национальных духовных ценностей и их присвоения. Раскрывается педагогическое значение использования национальных видов спорта в образовательном процессе, заключающееся в их возможностях в воспитании нравственности, характера, волевых качеств, в создании определенного настроя, в развитии интереса к этническому творчеству. Представлены результаты исследования эффективности внедрения национально-регионального компонента в образовательную деятельность кафедр физического воспитания и спорта шести крупнейших университетов Татарстана. Обосновано, что, при недостаточной нормативно-правовой базе для реализации национально-регионального компонента в образовательном процессе вуза в целом и в предметной области «Физическая культура» в частности, значительная часть преподавателей реализует национально-региональный компонент на занятиях физической культурой средствами народных подвижных игр, национальных видов спорта, что являетcя эффективным средством формирования ценностных ориентаций современных молодых людей, обучающихся в вузе.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Владимир Львович Калманович
Казанский государственный архитектурно-строительный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: volek71@yandex.ru
кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой физического воспитания и спорта
Россия, КазаньСписок литературы
- Лосун К.В. Ценностные ориентации современной молодежи // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 1, ч. 2. С. 45–47.
- Абушенко В.Л. Ценностные ориентации // Всемирная энциклопедия: философия / гл. науч. ред. и сост. А.А. Грицанов. М.: АСТ; Минск: Харвест, Современный литератор, 2001. С. 1199–1200.
- Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей: Указ Президента РФ от 09.11.2022 № 809 [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. https://consultant.ru/document/cons_doc_law_430906.
- Судакова Ю.Е., Пархаева О.В., Игдырова С.В. Исследование ценностных ориентаций современной молодежи // Вестник Димитровградского инженерно-технологического института. 2020. № 1 (21). С. 100–103.
- Обновленский А.В. Особенности ценностных ориентаций российской молодежи на современном этапе // Российское общество в контексте социально-экономической и социокультурной повседневности: мат-лы XIII всероссийской школы молодого социолога. Ростов-на-Дону; Симферополь: Фонд науки и образования, 2020. С. 143–147.
- Зарубина Е.В., Чупина И.П. Ценностные ориентации современной молодежи: опыт социологического исследования // Наука. Образование. Культура. Вып. 4: мат-лы всерос. нац. науч.-практ. конф. «Целищевские чтения – 2022». 11 февраля 2022 г. Екатеринбург: Уральский государственный аграрный университет, 2022. С. 106–115.
- Гайфуллин А.Ю. Ценностные ориентации современной молодежи: социологический анализ // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2018. № 2. С. 30–33. doi: 10.20339/am.2-18.030.
- Белякова С.Г. Формирование ценностных ориентаций у подростков как педагогическая проблема // Педагогическое образование и наука. 2017. № 4. С. 117–120.
- Калимуллина О.А. Проблемы и пути решения в системе воспитательной работы современного вуза // Технология культурно-досуговой деятельности как фактор укрепления социального, межнационального и межконфессионального согласия в молодежной среде: мат-лы всерос. электрон. науч.-практ. конф. / науч. ред.: Д.В. Шамсутдинова, Р.И. Турханова, Л.Ф. Мустафина. Казань: Астор и Я, 2017. С. 11–15.
- Бородачева С.Е., Мезенцева В.А., Бочкарева О.П. Роль преподавателя физической культуры в формировании нравственного воспитания средствами физической культуры // Физическая культура, спорт и здоровье. 2019. № 33. С. 90–92.
- Горлов Д.О., Сушкова А.В., Серищев А.В. Нравственное воспитание студентов в процессе занятий физической культурой // Физическая культура, спорт и здоровье в современном обществе: сб. науч. ст. междунар. науч.-практ. конф. Воронеж: Научная книга, 2021. С. 40–42.
- Макусев О.Н., Дмитриева О.В. Влияние физической нагрузки на нравственный облик студента на занятиях по физической культуре и спорту // Бюллетень науки и практики. 2018. Т. 4, № 4. С. 512–515.
- Межман И.Ф., Исупова Е.В., Кононова О.В. Физическая культура как средство духовно-нравственного воспитания молодежи России // Обзор педагогических исследований. 2021. Т. 3, № 6. С. 68–73.
- Никонова В.Г., Калманович В.Л., Хайруллин Р.Р. Проблемы гармонизации и интеграции духовной и физической культуры студентов вузов в образовательной деятельности // Теория и практика физической культуры. 2008. № 6. С. 83–86.
- Токсонбаев Р.Н., Доронбаева Н.О., Ибрагимова Н.Э. Особенности духовно-нравственного воспитания и физического развития личности // Вестник физической культуры и спорта. 2021. № 1 (27). С. 68–72.
- Калимуллина О.А., Кузнецова Ю.Н. Педагогика профессионального образования в сфере физической культуры и спорта: учеб.-метод. пособие. Казань: Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, 2021. 43 с.
- Бобырев Н.Д., Хайруллин Д.Р., Габдрахманов Р.Ф. Национально-региональный компонент олимпийского образования в теоретическом курсе «Физическая культура» в вузе // Актуальные вопросы физического и адаптивного физического воспитания в системе образования: сб. мат-лов I всерос. с междунар. участием науч.-практ. конф. Т. 1 / под общ. ред. Н.В. Финогеновой. Волгоград: ФГБОУ ВО «ВГАФК», 2019. С. 209–212.
- Наговицын Р.С. Национально-региональный компонент содержания обучения физической культуре в вузе // Вестник развития науки и образования. 2013. № 6. С. 83–87.
- Наговицын Р.С. Разработка национально-регионального компонента содержания обучения для формирования физической культуры личности студента // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2013. № 3. С. 49–55.
- Нурмагомедова Э.Н., Лопатин А.Т. Национально-региональный компонент на занятиях физической культуры в вузе // Новая наука: Современное состояние и пути развития. 2016. № 5–2. С. 102–104.
Дополнительные файлы
