Концепция экологической культуры в профессиональной подготовке студентов педагогического университета
- Авторы: Бусыгина А.Л.1, Бакулина С.Ю.1, Лизунова Е.В.1, Вершинина Л.В.1, Бондарева В.В.1
-
Учреждения:
- Самарский государственный социально-педагогический университет
- Выпуск: Том 11, № 4 (2022)
- Страницы: 247-252
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://bakhtiniada.ru/2309-4370/article/view/133244
- DOI: https://doi.org/10.55355/snv2022114303
- ID: 133244
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В настоящее время огромное значение в системе профессионального воспитания и образования приобретает экологическая составляющая. Это объясняется тем, что действенное общественное формирование определяется осознанием необходимости исправить существующее состояние природной окружающей среды. Переломное, критическое состояние природы вызывает большую тревогу, нежели состояние экономики, политики, нравственности и культуры социума. Жизнедеятельность индивида способствует коренным преобразованиям природы, в том числе и всей биосферы в целом. Природные экологические системы в большинстве стран становятся неблагоприятными для проживания человека, а также негативно влияют на него. Сегодня появилась доминирующая необходимость образования гармоничного взаимодействия индивида с природной средой. Освобождение из критической биоэкологической ситуации не может возникнуть машинально, случайно – оно, как правило, проектирует достаточно ответственные социально-экономические, политические и социально-правовые меры с позиции социума, а также мировую перестройку в духовно-практических отношениях человека с окружающей природной средой. Формирование экологической культуры, опирающейся на общечеловеческие нормы и мотивы, понимается как внутреннее условие педагогического образования и воспитания. Выход из данной проблемы нуждается в существенных динамических перестройках практически во всех элементах современной системы образования и воспитания подрастающего поколения, что непосредственно относится к личности будущего учителя, так как от его всеобщей, и в том числе экологической культуры, по большей части уже сейчас зависит способность молодежи расстаться с позицией безответственного отношения к окружающей среде. Развитие экологической культуры будущих специалистов представляет собой психолого-педагогический процесс, ориентированный на преумножение экологических представлений, понятий о взаимодействии профессионального и природозащитного поведения, на формирование биоэкологических ценностей и мотивации готовности к эколого-ориентированной жизнедеятельности в профессиональной сфере. Следом за многими исследователями задачей экологического образования мы считаем развитие экологической культуры. Приобретение необходимой эффективности развития экологической культуры студентов педагогического университета создает совокупность психолого-педагогических условий В представленной статье оформлена и обоснована педагогическая концепция формирования экологической культуры будущих педагогов в процессе их обучения в педагогическом вузе, базирующейся на ведущих идеях концепции устойчивого развития и трех ключевых подходах – десмоэкологическом, синергетическом и культурологическом.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Алла Львовна Бусыгина
Самарский государственный социально-педагогический университет
Email: busygina@sgspu.ru
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии
Россия, СамараСветлана Юрьевна Бакулина
Самарский государственный социально-педагогический университет
Email: bakulina@sgspu.ru
кандидат культурологии, исполняющий обязанности ректора, доцент кафедры педагогики и психологии
Россия, СамараЕлена Владимировна Лизунова
Самарский государственный социально-педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: lizunova@sgspu.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры биологии, экологии и методики обучения
Россия, СамараЛидия Васильевна Вершинина
Самарский государственный социально-педагогический университет
Email: vershinina@sgspu.ru
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой иностранных языков
Россия, СамараВалерия Витальевна Бондарева
Самарский государственный социально-педагогический университет
Email: bondareva@sgspu.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков
Россия, СамараСписок литературы
- Гасанов С.Ф. Разработка модели формирования экологического мировоззрения студентов среднего профессионального образования // Прикладная психология и педагогика. 2019. Т. 4, № 4. С. 115–128. doi: 10.12737/2500-0543-2019-104-127.
- Игнатова В.А. Интегрированные учебные курсы как средство формирования экологической культуры учащихся: автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01. Тюмень, 1999. 45 с.
- Ильина А.Н. Теоретические проблемы воспитания у старшеклассников экологической культуры как части их мировоззрения: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. М., 1998. 176 с.
- Аляева О.Е. Формирование мировоззренческих позиций учащихся при изучении экологических проблем: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Волгоград, 1995. 170 с.
- Аниськин С.В. Формирование экологической культуры будущего учителя в процессе обучения в педагогическом университете (на примере естественно-географического факультета): автореф. … канд. пед. наук: 13.00.08. Самара, 2005. 25 с.
- Винокурова Н.Ф., Николина В.В., Ефимова О.Е. Методологические основы формирования экологической культуры школьников на основе идей экоразвития // Образование и наука. 2016. № 5 (134). С. 25–40. doi: 10.17853/1994-5639-2016-5-25-40.
- Иванов В.Д. Внеклассная деятельность подростков как фактор формирования экологической культуры: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Екатеринбург, 1992. 166 с.
- Кезин В.Г. Формирование экологической культуры личности младших подростков в педагогическом процессе школы средствами музыкального искусства: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. М., 1998. 19 с.
- Лепенькина А.А. Эколого-краеведческое образование обучающихся как фактор развития компонентов экологической культуры школьников // Экологическое образование для устойчивого развития: теория и педагогическая реальность: мат-лы XI междунар. науч.-практ. конф. Нижний Новгород: Нижегородский гос. пед. ун-т, 2011. С. 97–99.
- Муравьева Е.В. Экологическое образование студентов технического вуза как базовая составляющая стратегии преодоления экологического кризиса: автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01. Казань, 2008. 43 с.
- Шмырева Н.А., Губанова М.И., Крецан З.В. Педагогические системы: научные основы, управление, перспективы развития. Кемерово, 2002. 119 с.
- Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. М.: Просвещение, 1987. 224 с.
- Бусыгин А.Г. Десмоэкология. Книга первая: теория образования для устойчивого развития. 2-е изд., испр. и доп. Ульяновск: Симбирская книга, 2003. 199 с.
- Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика как средство интеграции естественнонаучного и гуманитарного образования // Высшее образование в России. 1994. № 4. С. 31–36.
- Якушева С.Д. Синергетический подход в развитии профессионального мастерства современного педагога // Актуальные проблемы педагогики и психологии: мат-лы междунар. науч.-практ. конф. Ч. II. 27 февраля 2012 г. Новосибирск: Сибирская ассоциация консультантов, 2012. С. 122–133.
- Хакен Г. Синергетика / пер. с англ. В.И. Емельянова. М.: Мир, 1980. 406 с.
- Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник. М.: Гардарики, 2004. 528 с.
- Игнатова В.А. Педагогические аспекты синергетики // Педагогика. 2001. № 8. С. 26–31.
- Прусак В.Ф. Методологические подходы к формированию системы непрерывной экологической подготовки дизайнера // Молодой ученый. 2014. № 11. С. 409–412.
- Шлюндт С.А. Экологическое воспитание студенческой молодежи: культурологический аспект // Педагогическое образование в России. 2014. № 11. С. 161–165.
- Рац М.В. Что такое экология или как спасти природу (взгляд методолога). М.: Социокультурный методологический центр «Касталь», 1993. 180 с.
Дополнительные файлы
