Валунные кенотафы Восточной Фенноскандии: к вопросу об одной разновидности православного погребального обряда в позднем Средневековье
- Авторы: Шахнович М.М.1
-
Учреждения:
- Кольский научный центр РАН
- Выпуск: Том 11, № 3 (2022)
- Страницы: 152-160
- Раздел: Исторические науки
- URL: https://bakhtiniada.ru/2309-4370/article/view/114891
- DOI: https://doi.org/10.55355/snv2022113202
- ID: 114891
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена малоизученной погребальной практике православных общин Беломорья и Русской Лапландии при ситуации отсутствия тела. Основой для исследования стали результаты работ автора в последние два десятилетия. На острове Кильдин в Баренцевом море, на озере Среднее Куйто в Северной Карелии и на маленьком лесном озере около города Ковдор зафиксированы три оригинальных, сходных памятника – группы «каменных сложений неизвестного назначения». Неординарность и дискуссионность этих объектов требует планомерного их изучения, введения в научный оборот и интерпретации. На основе опыта работы с такими объектами в Карелии и на Кольском полуострове можно утверждать, что они не предназначались для хозяйственных целей. Ряд общих признаков позволяет отнести данные сооружения к группе памятников, связанных с православной погребальной традицией. Это ориентированность каменных сложений запад – восток, общее расположение «за водой», на периферии кладбищ, визуальное сходство с намогильными земляными холмиками или деревянными «домиками мертвых». Предположительно они были наземными кенотафами для утонувших – «домиком» для души при отсутствии тела. Распространение традиции их создания можно ограничить ареалом культуры русских и карел Поморья европейского Севера. Предварительно они датируются периодом позднего Средневековья – Нового времени и рассматриваются как часть православной культуры населения Восточной Фенноскандии. Понимание идеи этих объектов невозможно без информации по этнографии славянских и финно-угорских этносов – о разделении покойников на умерших «своей» или «не-своей» смертью.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Марк Михайлович Шахнович
Кольский научный центр РАН
Автор, ответственный за переписку.
Email: marksuk62@mail.ru
кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник центра гуманитарных проблем Баренц региона
Россия, г. Апатиты, Мурманская областьСписок литературы
- Колпаков Е.М., Шумкин В.Я., Мурашкин А.И. Кольская археологическая экспедиция // Археологические открытия. 2018. Т. 2016. С. 7–10.
- Шахнович М.М., Кулькова М.А. Опыт археологического изучения валунных сложений Восточной Фенноскандии: «Ковдорские платформы» // Тверской археологический сборник. Вып. 10, т. II / отв. ред. И.Н. Черных. Тверь: ИПК Парето-Принт, 2015. С. 245–255.
- Кирпичников А.Н., Назаренко В.А., Сакса А.И., Шумкин В.Я. Каменные выкладки Европейского Севера и их истолкование // Древности славян и финно-угров / отв. ред. А.Н. Кирпичников. СПб.: Наука, 1992. С. 64–74.
- Хартанович В.И., Шахнович М.М. Материалы к изучению погребального обряда и краниологии населения Северной Карелии (могильник Алозеро) // Радловский сборник. Научные исследования и музейные проекты МАЭ РАН в 2008 году / отв. ред. Ю.К. Чистов, М.А. Рубцова. СПб.: МАЭ РАН, 2009. С. 104–109.
- Шахнович М.М. Валунные насыпи на территории Карелии // Кижский вестник: сб. ст. Вып. 10 / отв. ред. И.В. Мельников. Петрозаводск: КарНЦ, 2005. С. 260–276.
- Медведев П.П. Некрокультовые сооружения Беломорского Поморья // Выговская поморская пустынь и её значение в истории России: сб. науч. ст. и мат-лов: докл. междунар. науч. конф. (13–17 сентября 1994 г. / отв. ред. и сост. А.М. Пашков. СПб.: Дмитрий Буланин, 2003. С. 195–210.
- Шахнович М.М., Кулькова М.А., Сонина А.В. К вопросу о валунных насыпях в Северном Приладожье: опыт комплексного исследования // Тверь, Тверская земля и сопредельные территории в эпоху Средневековья. Вып. 12 / отв. ред. А.Н. Хохлов. Тверь: ИПК Парето-Принт. 2019. С. 496–509. doi: 10.25681/iaras.2019.978-5-94375-279-7.496-509.
- Конкка А.П. Карсикко. Деревья-знаки в обрядах и верованиях прибалтийско-финских народов. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2013. 286 с.
- Седакова О.А. Материалы к описанию полесского погребального обряда // Полесский этнолингвистический сборник: мат-лы и исслед. / отв. ред. Н.И. Толстой. Л.: Наука, 1983. С. 246–262.
- Толстая С.М. Полесские поверья о ходячих покойниках // Восточнославянский этнолингвистический сборник. Исследования и материалы. М.: Индрик, 2001. С. 151–205.
- Бон Т.М. Ходячие покойники в жизни восточных славян: «Magia posthuma» в Древней Руси и вампиризм в дореволюционной России // Вестник Пермского университета. История. 2020. Вып. 4 (51). С. 64–77. doi: 10.17072/2219-3111-2020-4-64-77.
- Авдеев А.Г. Регулирование захоронений на некрополях Московской Руси: правила, нормы, обычаи, суеверия // Вестник университета Дмитрия Пожарского. 2020. № 4 (20). С. 7–70.
- Зеленин Д.К. Избранные труды. Очерки русской мифологии: умершие неестественной смертью и русалки. М.: Индрик, 1995. 432 с.
- Славянские древности. Этнолингвистический словарь / под общ. ред. Н.И. Толстого. Т. 4. М.: Международные отношения, 2009. 656 с.
- Зеленин Д.К. Русская этнография. М.: Институт русской цивилизации, 2013. 672 с.
- Сорокин А.Н. Скудельницы древнего Новгорода (к вопросу об особенностях древнерусского погребального обряда в чрезвычайных ситуациях) // Исторические исследования. 2015. № 3. С. 236–262.
- Соболев А.Н. Загробный мир по древнерусским представлениям: Литературно-исторический опыт исследования древнерусского народного миросозерцания. Сергиев Посад: Изд. М.С. Елова, 1913. 208 с.
- Крашенинникова Ю.А. Похороны «по-репному» (о некоторых фактах похоронно-поминальной обрядности северных русских // Антропологический форум. № 10 / отв. ред. А.К. Байбурин. СПб.: МАЭ РАН, 2009. С. 299–310.
- Травкин П.Н. Обряд «запирания» в Верхнем Поволжье по археологическим и этнографическим данным // Тверь, Тверская земля и сопредельные территории в эпоху Средневековья. Вып. 2 / отв. ред. А.Н. Хохлов. Тверь: ИПК Парето-Принт, 1997. С. 59–63.
- Гайдучик В.Н. О чрезвычайных народных средствах «борьбы» с эпидемиями // Таинственная Беларусь III: мат-лы конф. (г. Минск, 22 января 2017 г.) / отв. ред. К.С. Хмелевич. Минск: Регистр, 2017. С. 55–75.
- Шахнович М.М., Широбоков И.Г. Позднесредневековый могильник с. Варзуга: итоги работ 2011–2012 гг. // Новгород и Новгородская земля. История и археология: мат-лы науч. конф., посв. 80-летию со дня рожд. М.Х. Алешковского (Великий Новгород, 22–24 января 2013 года) / отв. ред.: В.Л. Янин, сост.: О.А. Тарабардина, С.Е. Торопов. Великий Новгород: НГОМЗ, 2013. С. 97–114.
- Косменко М.Г. Принадлежность и функции каменных сооружений в Карельском Поморье // Поволжская археология. 2013. № 1 (3). С. 126–152.
- Ануфриев Д.А. Записки очевидца Д.А. Ануфриева о возобновлении Трифоно-Печенгского монастыря за время с 1890 по 1916 год. Архангельск: Губернская типография, 1916. 136 с.
- Конкка А.П. Кладбище в Гридине как выдающийся объект сакральной географии Карельского Поморья // Археология русской смерти. 2016. № 3. С. 67–79.
- Виноградова Л.Н. Метаморфозы души: от телесной субстанции к материальным формам // Оборотни и оборотничество: стратегии описания и интерпретации / отв. ред. Д.И. Антонов. М.: Дело, 2015. С. 33–38.
- Рассел Д.Б. Сатана: восприятие зла в ранней христианской традиции. СПб.: Евразия, 2001. 320 с.
- Гваньини А. Описание Московии / пер. с лат. Г.Г. Козловой. М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 1997. 136 с.
- Мороз А.Б. Молитвенные пещеры в Каргополье. История и нарративы // Каргополье с древнейших времен: история и культура: мат-лы XVI всерос. науч.-практ. конф., 18–20 августа 2020 г. / отв. ред. Е.А. Баталова. Архангельск: КИРА, 2020. С. 137–148.
- Герд Л.А. Визуальная оценка останков человека в византийском и поствизантийском каноническом праве // ΧΕΡΣΩΝΟΣ ΘΕΜΑΤΑ: «империя» и «полис»: тез. докл. и сообщ. III междунар. Византийского семинара (Севастополь, 31.05–05.06.2011 г.). Севастополь: Национальный заповедник «Херсонес Таврический», 2011. С. 11–13.
Дополнительные файлы
