Этнофутуризм и мифотворчество в изобразительном искусстве народов Урало-Поволжья

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В данной статье рассматриваются проявления этнофутуризма в изобразительном искусстве народов Урало-Поволжья и их взаимосвязь с мифотворчеством. Результаты исследования показали, что этнофутуристы, как и мифотворцы, затрагивают основные периоды в истории и культуре народа и стремятся их творчески переосмыслить, интерпретировать и оценить роль того или иного события или явления культуры в его судьбе, создавая тем самым новую версию этнической истории и/или новую модель культурной системы, отличную от принятой научной версии. Множество и разнообразие творческих интерпретаций одних и тех же образов и сюжетов приводит к большому количеству смыслов и подтекстов в работах художников, что никак не может в полной мере способствовать возрождению этнического самосознания. Большой творческий полет от реализма к сюрреализму является следствием отсутствия у этнофутуризма четких стилистических границ, которые не были заложены основателями направления. Отсутствие границ и воля творческого полёта вводят этнофутуризм в сферу мифотворчества, которая проявляется в создании образов и сюжетов не на основе народных представлений и изображений, а по большей части на основе переосмысленных и интерпретированных художниками образов, которые в некоторых примерах не позволяют даже идентифицировать их принадлежность к определённому этносу.

Об авторах

Алексей Сергеевич Роговой

Самарский государственный социально-педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: rogovoy.aleksey@sgspu.ru

магистрант кафедры философии, истории и теории мировой культуры

Россия, Самара

Список литературы

  1. Пярл-Лыхмус М., Юлле К., Хейнапуу А., Кивисильдник С. Этнофутуризм: образ мышления и альтернатива на будущее: манифест // Водптицная дорога: сб. ст. и лит. произведений молодых авторов - участников конф. по этнофутуризму (г. Тарту, 5-9 мая 1994 г.) / ред. К. Юлле. Тарту, 1995. С. 16.
  2. Салламаа К. Возможности этнофутуризма как прародителя молодых литератур // Ежегодник финно-угорских исследований. 2009. № 1. С. 264-268.
  3. Колчева Э.М. Этнофутуризм как явление культуры: монография. Йошкар-Ола: МарГУ, 2008. 164 с.
  4. Шибанов В.Л. Этнофутуризм: между архаическим мифом и европейским постмодернизмом // Вестник Удмуртского университета. Серия «История и филология». 2007. № 1. С. 163-168.
  5. Шибанов В.Л. Этнофутуризм как современная тенденция в развитии национальных культур Урало-Поволжского региона // Литература Урала: история и современность: мат-лы V всерос. науч. конф. (Екатеринбург, 8-9 октября 2009 г.). Екатеринбург: Уральский государственный университет, 2010. С. 163-171.
  6. Розенберг Н.А., Плеханова Е.О. Этнофутуризм и этническая идентификация в искусстве России конца XX - начала XXI в. // Современные трансформации российской культуры / отв. ред. И.В. Кондаков. М.: Наука, 2005. 751 с.
  7. Анфиногенов Б.В. Этнофутуризм и этнические проблемы // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 7-1. С. 83-86.
  8. Анфиногенов Б.В. Критика этнофутуризма в Удмуртии // Финно-угорский мир. 2015. № 3. С. 74-77.
  9. Анфиногенов Б.В. Этнофутуризм в современной массовой культуре (на примере Урало-Поволжья) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 8 (58). С. 13-15.
  10. Николаева А.Ю. Неотрадиционализм и этнофутуризм как явления в современной чувашской культуре // Проблемы культуры в современном образовании: глобальные, национальные, регионально-этнические: по мат-лам междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Г.Л. Никоновой, А.В. Никитиной. Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, 2015. С. 127-131.
  11. Кудрявцев В.Г. Современное искусство Волго-Камья в системе национальных ценностей // Никоновские чтения: сб. науч. ст. по мат-лам междунар. культурол. форума (в память о Заслуженном работнике образования ЧР Г.Л. Никоновой). В 2 т. Т. 1. Актуальные вопросы культурологии и искусствоведения / под ред. М.С. Уколовой, А.В. Никитиной, А.Ю. Николаевой. Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, 2016. С. 171-177.
  12. Меркушева А.В. Этнофутуризм как явление современной литературы Удмуртии // XLV итоговая студенческая научная конференция: мат-лы конф. / отв. ред. А.М. Макаров. Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2017. С. 207-210.
  13. Быкова Е.В., Щербинина И.Д. Этнофутуризм в современном изобразительном искусстве Республики Коми // Общество. Наука. Инновации (НПК-2018): сб. ст. XVIII всерос. науч.-практ. конф., 2-28 апреля 2018 г. В 3 т. Т. 3. Гуманитарные и социальные науки. Киров: Науч. изд-во ВятГУ, 2018. С. 100-105.
  14. Мордвинова А.И. Этнофутуризм в живописи и графике Чувашии и Марий Эл // Чуваши и марийцы - соседи по «общему дому»: мат-лы межрегион. науч.-практ. конф. (Большой Сундырь, Кулаково, 17 мая 2019 г.) / сост. и отв. ред. Г.А. Николаев. Чебоксары: ЧГИГН, 2019. С. 362-375.
  15. Беломоева О.Г. Этнокультурная традиция в контексте современной художественной практики // Финно-угорский мир. 2009. № 3 (4). С. 58-65.
  16. Владыкин В.Е., Розенберг Н.А. Этнофутуризм: воспоминания о будущем? // Удмуртская мифология / под ред. В.Е. Владыкина. Ижевск, 2003. С. 146-159.
  17. Кублицкий О. Павел Микушев: в поисках утраченных душ // Финноугория. Этнический комфорт. 2008. № 1. С. 36-37.
  18. Котылева И.Н. Неприрученные мысли // Арт. 1997. № 1. С. 289-297.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Роговой А.С., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».