Конфессиональная идентичность и современные религиозные практики чувашей
- Авторы: Ягафова Е.А.1
-
Учреждения:
- Самарский государственный социально-педагогический университет
- Выпуск: Том 11, № 2 (2022)
- Страницы: 245-251
- Раздел: Исторические науки
- URL: https://bakhtiniada.ru/2309-4370/article/view/109857
- DOI: https://doi.org/10.55355/snv2022112215
- ID: 109857
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В данной статье рассматривается соответствие декларируемой конфессиональной идентичности православных и некрещеных чувашей актуальным религиозным практикам, распространенным в обеих группах. В работе выявлены особенности ритуальных практик, показана их роль в формировании конфессиональной идентичности группы и ее членов. В соответствии с задачами проанализированы конкретные ритуальные практики, существующие в различных конфессиональных средах, охарактеризовано состояние религиозности отдельных локальных групп православных и некрещеных чувашей. Работа основана на полевых материалах автора, собранных в сельских населенных пунктах Самарской области, Республик Татарстан и Башкортостан и Чувашской Республики в 2020–2021 гг. Результаты исследования показали, что религиозные практики обеих групп не соответствуют в полной мере декларируемой религиозной идентичности. В практиках православных чувашей сохраняется существенный пласт воззрений, предписаний и поведенческих практик, восходящих к традиционной религии, а у некрещеных чувашей присутствуют христианские элементы, проникшие в ходе взаимодействия с православным окружением, что позволяет определить религиозность этих групп в одних случаях как синкретизм, в других – как двоеверие. Расхождение конфессиональной идентичности с актуальными религиозными практиками обусловлено частичным размыванием конфессиональных «границ» вследствие религиозной конверсии, трансформации ритуальных практик, а также по причине восприятия сообществами обеих религиозных систем как общего этнокультурного наследия.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Екатерина Андреевна Ягафова
Самарский государственный социально-педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: yagafova@yandex.ru
доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой философии, истории и теории мировой культуры
Россия, СамараСписок литературы
- Пронина Т.С. Религия в структуре идентичности современных россиян // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2014. Т. 2, № 4. С. 189-200.
- Пронина Т.С. Религиозные практики в структуре религиозной идентичности современных россиян // Вестник Тамбовского государственного университета. Серия: Общественные науки. 2016. Т. 2, вып. 2 (6). С. 40-48.
- Трофимов С.В. Особенности формирования современного религиозного индивидуализма по Д. Эрвьё-Леже // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2016. № 1. С. 107-122.
- Крылов А.Н. Религиозная идентичность. Индивидуальное и коллективное самосознание в постиндустриальном пространстве. М.: ИКАР, 2014. 356 с.
- Кублицкая Е.А. Особенности религиозности в современной России // Социологические исследования. 2009. № 4. С. 96-107.
- Лебедев С.Д. Парадоксы религиозности в обществе позднего модерна // Социологические исследования. 2010. № 12. С. 85-94.
- Рыжова С.В. Особенности изучения религиозной идентичности россиян // Социологические исследования. 2016. № 10. С. 118-127.
- Полевые материалы автора (ПМА). 2020 г. Чувашская Республика, Урмарский район, с. Мусирмы.
- ПМА. 2021 г. Чувашская Республика, Урмарский район, с. Мусирмы.
- ПМА. 2020. Самарская область, Челно-Вершинский район, с. Девлезеркино.
- ПМА. 2021. Самарская область, Челно-Вершинский район, с. Девлезеркино.
- ПМА. 2020. Республика Башкортостан, Бижбулякский район, с. Кош-Елга.
- Российский государственный архив древних актов. Ф. 1355. Оп. 1. Д. 1874.
- История церкви [Электронный ресурс] // http://gov.cap.ru/home/73/www/msh/myweb2/ictoriy.htm.
- Космо-Дамианский храм (с. Кош-Елга, Бижбулякский р-н РБ) [Электронный ресурс] // Православные лики России, стран ближнего и дальнего зарубежья. http://likirussia.ru/content/view/204.
- ПМА. 2021. Самарская область, Шенталинский район, с. Старое Афонькино.
- ПМА. 2021. Самарская область, Челно-Вершинский район, с. Чувашское Урметьево.
- ПМА. 2021. Самарская область, Похвистневский район, с. Староганькино.
- ПМА. 2021. Республика Татарстан, Нурлатский район, с. Абрыскино, с. Салдакаево, с. Якушкино.
- ПМА. 2021. Республика Татарстан, Аксубаевский район, с. Савгачево, с. Сидулово-Ерыкла.
- ПМА. 2021. Республика Татарстан, Черемшанский район, с. Новое Ильмово.
- Агаджанян А.С., Русселе К. Как и зачем изучать современные религиозные практики? // Религиозные практики в современной России: сб. ст. М.: Новое издательство, 2006. С. 11-32.
Дополнительные файлы
