The ways to develop students’ self-organization and self-education competences in the process of studying further mathematics

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The paper describes the way of pedagogical conditions implementation that ensures the development of self-organization and self-education competences among technical university students. The theoretical substantiation of the need to create an integral complex of such conditions at a technical university is presented, the definition of organizational, pedagogical, psychological and didactic conditions for the development of self-organization and self-education competences among students is given, and the means of their implementation developed by the authors are listed. The possibilities of the traditional subject content are shown on the example of the course «Further Mathematics» for the purposeful development of cognitive, personal and activity components of self-organization and self-education competences. Examples from the developed set of tasks for the course «Further Mathematics» are given, as well as tasks of a project and research nature. All these tasks are aimed at the development of such regulatory actions that are part of self-organization and self-education competences, as forecasting, goal setting, planning, control, reflection, as well as such qualities of thinking as flexibility (variability), rationality, speed. Some results of experimental verification of the developed tasks effectiveness (for the activity and personal components of self-organization and self-education competences) are presented, proving the expediency of using them in the educational process at the university. The methods described in the paper for the pedagogical conditions implementation that ensure the development of self-organization and self-education competences among students of a technical university are invariant with respect to the subject content and can be extended to teaching other disciplines.

About the authors

Tatiana Vladimirovna Trindyk

Samara National Research University

Email: tv.trindyk@mail.ru

senior lecturer of Further Mathematics Department

Russian Federation, Samara

Nataliya Gennadievna Kochetova

Samara State University of Social Sciences and Education

Author for correspondence.
Email: fnodekan@mail.ru

candidate of physical and mathematical sciences, associate professor, dean of Primary Education Faculty

Russian Federation, Samara

References

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования [Электронный ресурс] // http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS VO 3++.
  2. Дедю И.И. Самоорганизация // Экологический энциклопедический словарь. Кишинев: Главная редакция Молдавской советской энциклопедии, 1989. 406 с.
  3. Хакен Г. Тайны природы. Синергетика: учение о взаимодействии. М.-Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2003. 320 с.
  4. Калин В.К. Актуальные аспекты теории воли // Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности: мат-лы тез. второго всесоюз. семинара молодых ученых. Симферополь, 1986. С. 120-131.
  5. Дьяков С.И. Психическая самоорганизация человека как субъекта жизни. Семантический принцип // Известия Иркутского государственного университета. Серия «Психология». 2018. Т. 23. С. 15-27.
  6. Зубова С.П., Лысогорова Л.В., Триндюк Т.В. О понятии самоорганизации в синергетике и педагогике // Гуманитарные Балканские исследования - Болгария. 2020. Т. 4, № 3 (9). С. 39-41.
  7. Триндюк Т.В., Кочетова Н.Г., Лысогорова Л.В. О взаимосвязи понятий «самоорганизация» и «самообразование» // Балканское научное обозрение. 2020. Т. 4, № 4 (10). С. 20-22. doi: 10.34671/SCH.BSR.2020.0404.0005.
  8. Новикова Н.А. Социально-культурная самоорганизация учащейся молодежи в контексте личностно-ориентированного подхода // Фундаментальные исследования. 2013. № 10-13. С. 2978-2981.
  9. Сергеев А.Г. Компетентность и компетенции: монография. Владимир: Изд-во Владимирского гос. ун-та, 2010. 107 с.
  10. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Самообучение // Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Икар, 2009. С. 268.
  11. Самоорганизация // Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. Изд. 4-е, расш. М.: АСТ; СПб.: Прайм-Еврознак, 2009. С. 437.
  12. Дмитриева Е.Н. Самообразование в системе профессиональной подготовки педагога: теоретические основы и практическая реализация: монография. Нижний Новгород: НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2001. 133 с.
  13. Баньковская Н.И. Представления о мотивации к самообразованию учащихся в современной психологии // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2011. № 2. С. 342-352.
  14. Мирошниченко Э.А. Организация самообразования обучающихся экономического вуза: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. Запорожье, 1998. 191 с.
  15. Казанская Л.А. Сущность и особенности самоуправления личности: автореф. дис. … канд. соц. наук: 22.00.08. Уфа, 2005. 28 с.
  16. Галямина А.В. Формирование компетенции самоорганизации учебной деятельности курсантов военных вузов (на материале дисциплины «иностранный язык»): автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. Калининград, 2017. 198 с.
  17. Костромина С.Н. Психологические основания формирования профессионала на этапе обучения в вузе // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 12. 2008. Вып. 4. С. 329-340.
  18. Котова С.С. Формирование компетенций самоорганизации учебно-профессиональной деятельности обучающихся вузов: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. Екатеринбург, 2008. 225 с.
  19. Савва Л.И., Рабина Е.И. Педагогические условия, способствующие развитию умений самоорганизации времени обучающихся вуза // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». 2011. № 3. С. 100-105.
  20. Ломин С.А., Осин А.К. Дидактические условия формирования самоорганизации учебной деятельности обучающихся // Успехи современного естествознания. 2013. № 10. С. 135-136.
  21. Наинг Х.Х. Формирование умений самоорганизации у обучающихся-химиков на основе синергетического подхода: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. Курск, 2015. 169 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Figure 1 – Histogram of the distribution of the levels of formation of competence of self-organization and self-education in the EG and KG sets of 2018 (A) and 2020 (B) at the ascertaining stage

Download (30KB)
3. Figure 2 – Levels of formation of flexibility and rationality of thinking in the EG and KG sets of 2018 and 2020 at the ascertaining stage

Download (14KB)
4. Figure 3 – Distribution of students' time by type of activity

Download (27KB)
5. Figure 4 – Histogram of the distribution of levels of formation of competence of self-organization and self-education in the EG and KG sets of 2018 (A) and 2020 (B) at the control stage

Download (29KB)
6. Figure 5 – Levels of formation of flexibility and rationality of thinking in the EG and KG sets of 2018 and 2020 at the control stage

Download (15KB)
7. Figure 6 – Distribution of students' time by type of activity at the control stage of the experiment

Download (29KB)

Copyright (c) 2022 Trindyk T.V., Kochetova N.G.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».