В статье представлен анализ данных онлайн-опроса, проведённого в 2024 году сотрудниками Института социологии ФНИСЦ РАН и Крымского государственного университета имени В. И. Вернадского. Опрос проводился как среди читающих, так и не читающих фантастику (n = 1244), его целью было изучение фантастической литературы (её функций, роли в развитии общества) и её оценок современниками. В данном случае изучение является монографическим и строится на результатах такой группы респондентов, как читающие (с разной регулярностью) фантастику (n = 1 139). В статье рассматривается такой аспект исследования, как выбираемые герои фантастической литературы, близкие опрошенным и необходимые, по их мнению, современной России. В этом смысле фантастическая литература рассматривается как сплав воображаемого и реального, позволяющий выявлять глубинные, зачастую неосознанные, опривыченные и поэтому непроговариваемые смыслы. Исследование многометодное, с использованием количественной и качественной методологий: был задействован массовый онлайн-опрос и метод глубокого погружения в среду – включённое наблюдение. В последнем случае – это общение с профессиональными писателями-фантастами, участие в собраниях (конвентах), переписка как с ведущими авторами сетевой фантастической литературы, так и с мастерами из группы российских известных писателей, регистрация и активная работа на фандомных сайтах. В работе подробно анализируются данные нескольких открытых вопросов, делается их сравнительный анализ, связанный с тем, каких героев фантастической литературы называют респонденты в качестве близких себе по духу и образу мыслей и каких героев считают необходимыми для современной России. В итоге приходим к следующему выводу: близкими являются герои, описанные в современной фантастической литературе писателями-современниками, со всеми особенностями их характера, а героями, необходимыми России, по оценке респондентов, являются те, кто представлен в фантастике советского прошлого. При этом есть потребность в герое-прогрессоре, который не лишён этических принципов, но действует и преобразует реальность осторожно, не идя на риск, зачастую не выдерживая натиска «несовершенной» среды и невольно изменяя своим принципам.