The cultural potential of the modern Russian region: infrastructure and consumption of services by the population (on the example of the Vologda region

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The object of analysis in the article is the Russian region cultural potential in the context of infrastructure development and consumption of cultural and leisure services by the population. The purpose of the study is to identify quantitative and qualitative characteristics of various components of the cultural sphere of the region. The empirical basis is statistical data, reports from authorities, government programs and projects, as well as monitoring public opinion materials of Vologda region population in 2022 (n=1500). The methodology is based on a resource approach to studying the cultural potential of the region. Statistical data analysis shows negative trends in terms of a reduction in the number of cultural and leisure institutions in the region, a decrease in the consumption of certain types of services for 2000–2022, and the lag of municipal districts and rural areas in the development of cultural and leisure infrastructure compared to large cities. Positive changes are associated with the implementation of a comprehensive state cultural policy both on the part of the federal center and on the part of regional authorities: increasing in overall budget expenditures on culture was revealed with an insufficient share of extra-budgetary sources of funding. As an effective resource for leveling out problems with the involvement of extra-budgetary sources, examples of the participation of private investors within the framework of public-private and public-municipal partnerships are given. The results of the sociological survey recorded positive changes in the population’s assessment of the general situation in the cultural and leisure sphere of the region, identified the range of popular cultural, leisure and sports services, and a high level of satisfaction with their quality, which exceeds the Russian average. It has been established that the older generation; categories of residents with a low level of education and low-income residents are less active in consuming cultural and leisure services. As age increases, attendance at all of the institutions offered for choice decreases. The set of analysis results substantiates the need to use a more differentiated approach to the development of national and regional cultural policies, focusing on socio-demographic categories of the population, taking into account their needs.

About the authors

Ksenia E. Kosygina

Vologda Research Center RAS

Email: sene4ka.87@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-5875-8912
SPIN-code: 5799-0295
ResearcherId: K-7910-2018
Candidate of Economics, Senior Researcher Vologda, Russia

References

  1. Груздева М. А., Ипатова С. С. Развитие региональной сферы культуры в контексте целей национального проекта «Культура» // Социальное пространство. 2019. № 5 (22). doi: 10.15838/sa.2019.5.22.11. EDN DYKVHS.
  2. Weckroth M., Kemppainen T. Human capital, cultural values and economic performance in European regions // Regional Studies, Regional Science. 2016. Vol. 3, № 1. P. 239–257. doi: 10.1080/21681376.2016.1177467.
  3. Латова Н. В. Досуговые предпочтения российских специалистов как фактор наращивания человеческого потенциала // Социологический журнал. 2022. Т. 28, № 1. С. 80–100. doi: 10.19181/socjour.2022.28.1.8839. EDN ACUBDE.
  4. Каверина Н. А. Ведущая роль культуры в развитии человеческого капитала и новой экономики // Человеческий капитал и профессиональное образование. 2017. № 3 (23). С. 10–16. EDN ZNEOGR.
  5. Горшков М. К., Комиссаров С. Н., Карпухин О. И. На переломе веков: социодинамика российской культуры : [монография] / М. К. Горшков, С. Н. Комиссаров, О. И. Карпухин ; ФНИСЦ РАН. М. : ФНИСЦ РАН, 2022. 703 с. ISBN 9785-89697-390-4. doi: 10.19181/monogr.978-5-89697-390-4.2022. EDN ZNLAIZ.
  6. Флиер А. Я. Культурологическая интерпретация социальной реальности // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2016. № 3 (47). С. 39–46. EDN WNCUVB.
  7. Булочников П. А. Развитие сферы культуры как комплексный фактор конкурентоспособности регионов // Петербургский экономический журнал. 2019. № 2. С. 17–28. EDN UWLJBW.
  8. Леонидова Е. Г. Приоритеты и угрозы развития регионального туризма // Регионология. 2022. Т. 30, № 3 (120). С. 624–646. doi: 10.15507/24131407.120.030.202203.624-646. EDN EEJSZZ.
  9. Латова Н. В. Культурная специфика россиян (этнометрический анализ на основе концепции Г. Хофстеда) // Вестник Института социологии. 2016. № 4 (19). C. 155–179. doi: 10.19181/vis.2016.19.4.433. EDN XWETNN.
  10. Карпухин О. И., Комиссаров С. Н. Динамика инфраструктуры культуры // Социально-гуманитарные знания. 2022. № 4. С. 8–22. doi: 10.34823/SGZ.2022.4.51811. EDN NUQLCC.
  11. Ирхен И. И., Орешкова О. А. Ценностно-мировоззренческая ориентация личности: опыт культурной концептуализации // Вестник Костромского государственного университета. 2014. Т. 20, № 7. С. 257–261. EDN UBKQRF.
  12. Латова Н. В. Социокультурные ценности российских горожан: модернизация vs традиционность // Terra Economicus. 2022. Т. 20, № 4. С. 99–114. doi: 10.18522/2073-6606-2022-20-4-99-114. EDN SXTYUA.
  13. Лапшин В. А. Структурные компоненты человеческого потенциала // Знание. Понимание. Умение. 2013. № 1. С. 259–263. EDN QYUCJX.
  14. Литвак Р. А. Социокультурное развитие личности в системе общественных отношений // ЦИТИСЭ. 2018. № 2 (15). URL: https://ma123.ru/en/2018/06/sociocultural-development-of-the-person-in-the-system-of-public-relations/. EDN VBLDLL.
  15. D’Andrade R. Some kinds of causal powers that make up culture // Explaining Culture Scientifically / Еd. M. J. Brown. London : University of Washington Press, 2008. Р. 19–36.
  16. Baculáková K., Grešš M. Spatial Distribution Model for Targeting the Support for Cultural Institutions’ Development: A Case Study of Slovakia // Muzeológia a kultúrne dedičstvo. 2021. № 9 (3). Р. 93–112. doi: 10.46284/mkd.2021.9.3.5.
  17. Чернышова О. А. Организационно-экономические аспекты использования культурного наследия в региональном туризме // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2010. № 5 (37). С. 208–215. EDN NCOYUL.
  18. Варкова Н. Ю. Имидж и бренд территории как её конкурентный ресурс // Известия высших учебных заведений. Уральский регион. 2014. № 1. С. 44–48. EDN SAWVGR.
  19. Throsby C. D. Economics and Culture. Cambridge, UK : Cambridge University Press, 2001. 208 р. ISBN 0-521-58639-9.
  20. Кузьменко Т. В. Социокультурный потенциал как ресурс развития сельских регионов // Социологический альманах. 2012. № 3. С. 303–312. EDN QASGWH.
  21. Ласточкина О. С. Тенденции развития инфраструктуры социально-культурного назначения сельских территорий // Society and Security Insights. 2022. Т. 5, № 2. С. 149–169. doi: 10.14258/ssi(2022)2-10. EDN MXKRXR.
  22. Горшков М. К. Российское общество как оно есть: (опыт социологической диагностики). В 2 т. Т. 1 / М. К. Горшков ; изд. 2-е, перераб. и доп. М. : Новый хронограф, 2016. 416 с. ISBN 978-5-94881-342-4. EDN WETWRZ.
  23. Евменов А. Д., Благова И. Ю. Платные услуги в сфере культуры Российской Федерации: объём рынка, динамика и основные факторы спроса // Петербургский экономический журнал. 2017. № 4. С. 6–17. EDN XINKIZ.
  24. Кожевников С. А., Ворошилов Н. В., Секушина И. А. Муниципальные образования региона: проблемы и пути саморазвития. Вологда : Вологодский научный центр Российской академии наук. 2021. 232 с. ISBN 978-5-93299-504-4. EDN FEXPTD.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».