Positioning of facts, meanings and terms in the media: theoretical approaches and practice of covering the problems of terrorism

封面

如何引用文章

全文:

详细

The interpretation and interrelation of the concepts of “fact”, “meaning”, “term” throughout the 20th–21st centuries were constantly in the zone of interest of researchers: sociologists, philosophers, cultural scientists, linguists, lawyers, as well as writers and journalists. At the same time, this connection, outwardly understandable and logical, was understood as an increasingly complex composition, depending both on the peculiarities of human perception and on the social modeling of various kinds of messages to target audiences. This article examines the dynamics and current state of these ideas, connected, on the one hand, with the internetization and mediatization of society; and, on the other, motivated by the presence and strengthening of the global socio-political conjuncture at the interstate and other levels. The author’s research focuses on the problems of terrorism as the most acute and revealing. There is no unified internationally accepted definition of terrorism. To an even greater extent, this applies to social practice, in the process of which the perpetrators and customers of terrorist attacks are determined by interested parties in different ways, up to the complete opposite. The immediate facts of terror are interpreted in the same way, when the fixation of a real event is supplemented or completely replaced by a demonstration of its meaning. The article examines the prerequisites and modern practice of creating and subsequent application of factual, meaning and terms elements in the compositions of published messages. By analyzing the materials of Russian and Western mass media, the author explores the dynamic change in the goals and roles of these elements in influencing target audiences. In the course of the study, the hypothesis is put forward and confirmed that reports of acts of terror turn into an instrument of information warfare, and their semantic part acquires a dominant character. Technologies are being developed to verify the facts for authenticity and identify the primary goals of the authors of the messages. However, the priority form of counter-actions is the formation of stereotypical attitudes among target groups to the rejection of events, statements and their content designations in the media, qualified by the state as terrorist.

作者简介

Alexander Chumikov

Institute of Sociology of FCTAS RAS; Moscow State Linguistic University

Email: chumikov@pr-club.com
ORCID iD: 0000-0002-7208-9783
Doctor of Politology, Chief Researcher, Professor Moscow, Russia

参考

  1. Толстой Л. Н. О Шекспире и о драме // Л. Н. Толстой. Собр. соч. в 20 т. Т. 15. М. : Худ. лит-ра, 1964. С. 284–348.
  2. Толстой Л. Н. Что такое искусство? // Л. Н. Толстой. Собр. соч. в 20 т. Т. 15. М. : Худ. лит-ра, 1964. С. 44–243.
  3. Выготский Л. С. Лёгкое дыхание // Психология искусства. М. : Искусство, 1986. С. 146–158.
  4. Дюркгейм Э. О. О разделении общественного труда. Метод социологии // Эмиль Дюркгейм ; изд. подгот. А. Б. Гофман ; пер. с франц. М. : Наука, 1991. 572 с. ISBN 5-02-013399-X.
  5. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности // В. А. Ядов ; 3-е изд., испр. Москва : Омега-Л, 2007. 567 с. ISBN 5-365-00446-9; ISBN 978-5-365-00446-7. EDN QOFZOF.
  6. Чумиков А. Н. Факты, смыслы и стереотипы как слагаемые продукта информационной войны // Журналист. Социальные коммуникации. 2022. № 2 (46). С. 19–30. EDN OIIGKM.
  7. Ленин В. И. Партийная организация и партийная литература // В. И. Ленин. Полное собрание социнений. 5-е изд. Т. 12. М. : Изд-во полит. лит-ры, 1968. С. 99–105.
  8. Чумиков А. Н. Конфликтные коммуникации в медийном поле // Коммуникология. 2021. Т. 9, № 2. С. 125–142. doi: 10.21453/2311-3065-2021-9-2-125142. EDN KTSZVB.
  9. Луман Н. Медиа коммуникации // Пер. с нем. А. Глухова, О. Никифорова ; под науч. ред. А. Антоновского. М. : Логос, 2005. 280 с. ISBN 5-8163-0061-х.
  10. Луман Н. Общество как социальная система // Пер. с нем. А. Антоновский. М. : Логос, 2004. 232 с. ISBN 5-8163-0061-х. EDN PWOOCR.
  11. Адамьянц Т. З. Социальные смыслы как предмет социологического анализа // Социологические исследования. 2021. № 9. C. 16–25. doi: 10.31857/S013216250015252-0. EDN NKIIOT.
  12. Дридзе Т. М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. Проблемы семиосоциопсихологии. М. : Наука; АН СССР; Ин-т соц. исслед., 1984. 227 с.
  13. Липпман У. Общественное мнение / Пер. с англ. Т. В. Барчуковой. М. : Ин-т Фонда «Общественное мнение», 2004. 384 с. ISBN 5-93947-016-5. EDN OXCHMG.
  14. Информационно-аналитический отчёт о результатах социологического исследования «Мониторинг общественного мнения о мерах по профилактике распространения девиантных идеологий экстремистского толка и по противодействию распространению терроризма». М. : НИИ социологии, 2017. 49 с. URL: https://www.mos.ru/upload/documents/files/3128/Extr17.pdf?ysclid=lmusooijhx408699982 (дата обращения: 01.12.2023).
  15. Morelli A. Principes élémentaires de propagande de guerre: Utilisables en cas de guerre froide, chaude ou tiéde… Brussel : Aden Belgique, 2010. 222 p. ISBN 9782-930402994.
  16. Chiluwa I. E., Samoilenko S. A. Handbook of research on deception, fake news, and misinformation online. Hershey, PA : IGI Global, 2019. 651 p. ISBN 9781522585350. doi: 10.4018/978-1-5225-8535-0.
  17. Павлова Е. К. Языковые проблемы глобальной политической коммуникации и перспективы их решения посредством гармонизации национальных тезаурусов. М. : Прометей, 2007. 218 с. ISBN 978-5-7042-2054-1. EDN QOGONB.
  18. Перфильева Н. В., Никишина Д. Н. Политические эвфемизмы лексико-семантической группы «терроризм» в СМИ // Вестник РУДН. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2013. № 2. С. 95–103. EDN PZDLTB.
  19. Хайдеггер М. Время и бытие: статьи и выступления // Пер. с нем., вступ. ст., коммент. и указ. В. В. Бибихина. М. : Республика, 1993. 447 с. ISBN 5-25001496-8.
  20. Кушнир А. М., Кафтан В. В. Особенности управления информационными войнами: очевидность и повседневность / А. М. Кушнир, В. В. Кафтан // Вопросы теории и практики журналистики. 2023. Т. 12, № 3. С. 525–543. doi: 10.17150/2308-6203.2023.12(3).525-543. EDN JCFSWO.
  21. Rohde J. The last stand of the psychocultural Cold warriors: Military contract research in Vietnam // Journal of the History of the Behavioral Sciences. 2011. Vol. 47, № 3. P. 232–250. doi: 10.1002/jhbs.20509.
  22. Гиренок Ф. И. Клиповое сознание / Ф. И. Гиренок. Москва : Издательство Проспект, 2016. 256 с. ISBN 978-5-392-19235-9. EDN VXNXDV.
  23. Ross A. S., Rivers D. J. Digital Cultures of Political Participation: Internet Memes and the Discursive Delegitimization of the 2016 U.S Presidential Candidates // Discourse, Context and Media. 2017. Vol. 16. P. 1–11. doi: 10.1016/j.dcm.2017.01.001.
  24. Серебренникова А. В., Лебедев М. В. Проблемы определения терроризма в международном праве // American Scientific Journal. 2019. № 27-1 (27). С. 38–41. EDN GTTPAK.
  25. Волеводз А. Г. О значении выработки общепризнанного понятия «терроризм» и «международный терроризм» // Право международной безопасности: современное видение и сопутствующие проблемы межгосударственного сотрудничества. Сб. научных трудов / Отв. ред. Г. В. Игнатенко. Екатеринбург : Уральская юрид. академия, 2011. Вып. 3 (7). С. 42–62. ISBN 978-5-7845-0323-7. EDN TELEGZ.
  26. Altheide D. Terrorism and the Politics of Fear. Lanham : AltaMira Press, 2006. 247 p. ISBN 978-0759109186.
  27. Bhatia A. The Discourses of Terrorism // Journal of Pragmatics. 2009. Vol. 41, № 2. Pp. 279–289. doi: 10.1016/j.pragma.2008.05.016.
  28. Spencer A. The Social construction of terrorism: media, metaphors and policy implications // Journal of International Relations and Development. 2012. Vol. 15, № 3. Pp. 393–419. doi: 10.1057/jird.2012.4. EDN SHHYBY.
  29. Павлова Е. К. Концепт «терроризм» в глобальном политическом дискурсе: история и современность // Культура и цивилизация. 2017. Т. 7, № 5А. С. 81– 88. EDN YRSITJ. URL: http://www.publishing-vak.ru/file/archive-culture2017-5/10-pavlova.pdf (дата обращения: 01.12.2023).
  30. Гиличинская Ю. И. Fox News, CNN и Al Jazeera: языковые особенности материалов о терроризме // Медиалингвистика. 2018. Т. 5, № 1. С. 73–83. doi: 10.21638/11701/spbu22.2018.106. EDN PJHCDN.
  31. Российский Кавказ: проблемы, поиски, решения / З. М. Абдулагаров, Р. Г. Абдулатипов, М. А. Агларов [и др.]. Москва : Аспект Пресс, 2015. 600 с. ISBN 978-5-7567-0783-0. EDN YZGJET.
  32. Салов В. П. Международное сотрудничество в области противодействия террористической идеологии, в том числе в сети «Интернет» // Вестник НАК. 2022. № 2 (29). С. 84–86. URL: http://nac.gov.ru/sites/default/files/vestnik.web_.pdf (дата обращения: 01.12.2023).
  33. Регулярные социологические исследования общественного мнения по вопросам противодействия идеологии терроризма за 2012–2013 гг. М. : РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина, 2013. 92 с. URL: https://екатеринбург.рф/file/8d0111338abcd88fe5eb18f0bc8e80ea?ysclid=lmuss6kk98695819419 (дата обращения: 01.12.2023).
  34. Чумиков А. Н. Информационный эталон как технология противодействия терроризму // Геополитическая картина мира: угрозы и вызовы : Сборник материалов Международной научно-практической конференции (Москва, 09–11 декабря 2020 г.) Москва : Московский государственный лингвистический университет, 2022. С. 307–314. EDN HDYPTY.

补充文件

附件文件
动作
1. JATS XML


Creative Commons License
此作品已接受知识共享署名 4.0国际许可协议的许可

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».