Правовое регулирование деятельности по обеспечению единства измерений
- Авторы: Чекушкина Е.Н.1, Родин В.В.2, Чекушкин А.Н.1
-
Учреждения:
- Средне-Волжский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России)
- Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва
- Выпуск: № 4 (2025)
- Страницы: 91-100
- Раздел: ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ (ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ) НАУКИ
- URL: https://bakhtiniada.ru/2307-9525/article/view/360906
- DOI: https://doi.org/10.21685/2307-9525-2025-13-4-9
- ID: 360906
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуальность и цели. Значение стандартизации, метрологии и сертификации как важных инструментов в обеспечении эффективности производства, безопасности и качества продукции в настоящее время очень велико. Цель работы – проанализировать систему подготовки бакалавров и магистров в сфере стандартизации и метрологии, определив необходимость использования профессиональных стандартов как основы формирования профессиональной компетентности и показав значительное место в ней знания нормативно-правовых документов. Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе анализа основных образовательных программ и профессиональных стандартов «Специалист по метрологии» и «Специалист по техническому контролю качества продукции», нормативно-правовой базы, составляющей основу компетентности специалиста в данной сфере. Результаты. Приводятся требования федеральных образовательных стандартов по направлению подготовки бакалавров и магистров в сфере стандартизации и метрологии. Определяется необходимость использования профессиональных стандартов как источника профессиональных компетенций при разработке программ высшего образования. Рассматриваются требования к объему программ, срокам обучения, области и задачам деятельности, наличию и типам практик, проведению государственной итоговой аттестации. Приводятся федеральные законы, знание которых составляет основу профессиональной компетентности специалиста в рассматриваемой сфере. Выводы. Показана необходимость формирования правовой культуры как составляющей профессиональной компетентности специалистов в сфере стандартизации и метрологии. Отмечается целесообразность проведения внутренней и внешней оценки полученных знаний и опросов по удовлетворенности для участников образовательного процесса. В качестве внешней оценки рекомендуется использовать профессионально-общественную и международную аккредитации. Центром ответственности по разработке учебных планов, координации деятельности по созданию методических материалов при обучении студентов является выпускающая кафедра образовательной организации. Отмечается необходимость тесной кооперации с предприятиями.
Ключевые слова
Об авторах
Елена Николаевна Чекушкина
Средне-Волжский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России)
Автор, ответственный за переписку.
Email: elenachekushkina@yandex.ru
доктор философских наук, доцент, заведующий кафедрой теории, истории государства и права, социально-экономических дисциплин
430003, г. Саранск, ул. Федосеенко, 6Вячеслав Викторович Родин
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва
Email: 89879979005@rambler.ru
кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой измерительных и инфокоммуникационных технологий
430005, г. Саранск, ул. Большевистская, 68Александр Николаевич Чекушкин
Средне-Волжский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России)
Email: chekuschkinn@yandex.ru
кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин
430003, г. Саранск, ул. Федосеенко, 6Список литературы
- Менкенов А. В. О некоторых проблемах применения Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» // Вопросы управления. 2015. № 3 (15). С. 91–95. EDN: UCQHSL
- Глазьев С. Ю. Формат ПМЭФ и обеспечение кадрового потенциала страны // Стандарты и качество. 2024. № 6. С. 60–61. EDN: BYCUDA
- Измайлова М. А., Корнева Е. Ю., Звездова А. Б. Качество образования как гарантия удовлетворенности стейкхолдеров // Стандарты и качество. 2023. № 8. С. 72–75. doi: 10.35400/0038-9692-2023-8-179-23 EDN: FVDDQW
- Измайлова М. А., Корнева Е. Ю. Интеграция процедур независимой оценки качества образования: проблемы и решения // Стандарты и качество. 2020. № 12. С. 84–87. EDN: PTFSLV
- Попов А. В. Состояние сферы обучения для сотрудников лабораторий в Беларуси // Контроль качества продукции. 2022. № 10. С. 56–58. EDN: SAQNXN
- Бутырев Ю. И., Иванов А. В. Развитие межгосударственной системы стандартизации в целях активизации евразийского партнерства // Стандарты и качество. 2024. № 9. С. 18–20. EDN: RMREWC
- Чекушкина Е. Н., Родин В. В., Чекушкин А. Н., Дадаева Ю. В. Социальная компетентность как фактор формирования профессиональной социализации студентов // Педагогический журнал. 2023. Т. 13, № 9–1. С. 54–62. doi: 10.34670/AR.2023.76.77.007 EDN: YZXIBT
- Ломоносов М. В., Иванов А. В. Стандартизация в документах стратегического планирования Российской Федерации // Стандарты и качество. 2024. № 7. С. 12–17. doi: 10.35400/0038-9692-2024-7-155-24 EDN: DFSGVM
- Николаева М. А., Лебедева Т. П. История возникновения и развития стандартизации в России и за рубежом // Сибирский торгово-экономический журнал. 2015. № 1 (20). С. 86–89. EDN: VHGFOV
- Андрюхина Л. М., Гузанов Б. Н., Анахов С. В. Инженерное мышление: векторы развития в контексте трансформации научной картины мира // Образование и наука. 2023. № 8. С. 12–48. doi: 10.17853/1994-5639-2023-8-12-48 EDN: LNFPYR
- Чекушкина Е. Н., Родина Е. Н. Педагогические условия формирования социальной компетентности личности // Педагогический журнал. 2022. Т. 12, № 2–1. С. 269–277. doi: 10.34670/AR.2022.15.93.030 EDN: YLLVOW
- Чекушкина Е. Н., Родина Е. Н. Социально-коммуникативные способности в структуре социальной компетентности // Педагогический журнал. 2022. Т. 12, № 3–1. С. 683–689. doi: 10.34670/AR.2022.77.68.069 EDN: DNAQIQ
- Денищева Л. О., Сафуанов И. С., Семеняченко Ю. А. Персонализированное высшее образование на основе микрокурсов: возможные пути реализации // Образование и наука. 2024. Т. 26, № 3. С. 40–68. doi: 10.17853/1994-5639-2024-3-40-68 EDN: KWKYYS
- Родин В. В., Юртайкин О. А. Требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий // Современные наукоемкие технологии. 2021. № 3. С. 72–76. doi: 10.17513/snt.38533 EDN: QJPANQ
- Искакова А. Б., Нурумжанова К. А. Трансдисциплинарный подход как ресурс развития у студентов метакогнитивных навыков при изучении физико-технических дисциплин // Образование и наука. 2024. Т. 26, № 2. С. 113–139. doi: 10.17853/1994-5639-2024-2-113-139 EDN: AAFRWT
- Белобрагин В. Я., Будкин Ю. В., Зворыкина Т. И. Обучение, просвещение, наука. Стандартизатор года – 2023 : Итоги // Стандарты и качество. 2024. № 3. С. 46–51. EDN: EVAFIH
Дополнительные файлы









