Философско-правовая концепция В. С. Соловьева в контексте современного глобализма
- Авторы: Геращенко И.Г.1, Геращенко Н.В.2
-
Учреждения:
- Волгоградский институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
- Волгоградская государственная академия физической культуры
- Выпуск: № 2 (2025)
- Страницы: 113-121
- Раздел: ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
- URL: https://bakhtiniada.ru/2307-9525/article/view/301351
- DOI: https://doi.org/10.21685/2307-9525-2025-13-2-11
- ID: 301351
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуальность и цели. Философско-правовая концепция В. С. Соловьева основывается на его теории всеединства. С позиций христианского универсализма он решает проблему соотношения национально-государственного и вселенского, что является самобытным глобалистским подходом. В настоящее время продолжаются активные споры о соотношении национального и общечеловеческого, многополярного мира и единого. Позиция В. С. Соловьева оказывается весьма актуальной при решении вопроса о духовном единении людей. Цель исследования – дать системный анализ философско-правовых взглядов В. С. Соловьева в контексте религиозно-нравственного универсализма. Материалы и методы. Методологический инструментарий включает в себя принципы системности и исторической реконструкции. Эти методы позволяют изучить творчество выдающегося русского философа комплексно и в процессе исторического развития, включая современность. Монистическая позиция В. С. Соловьева противопоставляется принципу неопределенности, столь популярному в настоящее время. Результаты. Обосновывается основополагающая для всего творчества В. С. Соловьева идея о внутреннем единстве всемирно-исторического процесса. Показаны преемственность теории всеединства и немецкого классического идеализма и одновременно своеобразие позиции отечественного мыслителя. В частности, это касается понятия «триады», которое используется в ре-лигиозно-вселенском смысле, что позволяет по-новому представить эволюцию правовой системы в тесном единстве с другими сферами социальной жизни. Плодотворной в современных условиях является идея о нравственном основании права. Нравственность рассматривается как исходный и конечный момент в развитии человеческого духа. В этой связи В. С. Соловьев проводит сравнение платонизма, буддизма и христианства как необходимых ступеней в познании универсума. Дается оригинальная трактовка роли насилия в жизни человека и правовых методов его преодоления. Отдельно рассматривается проблема войны с общечеловеческой, национальной и правовой точек зрения. В. С. Соловьевым высказывается идея о неизбежности мировых войн как следствии несовершенства земной жизни и о роли нравственности в духовном возрождении человечества. Выводы. В. С. Соловьев с позиций собственной философско-правовой концепции показывает всеединство наций без устранения их особенностей, единство языков без их смешения и единство мировой истории без нивелирования национального своеобразия. Монистичность такого подхода обладает своеобразной диалектичностью, которая связана с софийностью и православным учением о религиозном триединстве.
Об авторах
Игорь Германович Геращенко
Волгоградский институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Автор, ответственный за переписку.
Email: gerashchenko.62@bk.ru
доктор философских наук, профессор, профессор кафедры социологии, общей и юридической психологии
400066, г. Волгоград, ул. Гагарина, 8, РоссияНаталья Владимировна Геращенко
Волгоградская государственная академия физической культуры
Email: gerashhigor@rambler.ru
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики, психологии и коммуникативных дисциплин
400005, г. Волгоград, проспект им. В. И. Ленина, 78, РоссияСписок литературы
- Соловьев В. С. Сочинения : в 2 т. Т. 1 / сост., общ. ред. и вступ. ст. А. Ф. Лосева, А. В. Гулыги ; примеч. С. Л. Кравца, Н. А. Кормина. М. : Мысль, 1988. 892 с.
- Гегель Г. В. Ф. Философия права / авт. вступ. ст. и примеч. В. С. Нерсесянц. М. : Мысль, 1990. 524 с.
- Шершеневич Г. Ф. История философии права. СПб. : Бр. Башмаковы, 1907. 588 с.
- Коркунов Н. М. История философии права. СПб. : Типография М. М. Стасюлевича, 1915. 502 с.
- Чичерин Б. Н. Философия права. М. : Типо-литография Товарищества И. Н. Кушнирев и К°, 1900. 337 с.
- Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М. : Правда, 1989. 607 с.
- Новгородцев П. И. Лекции по истории философии права. М. : URSS, 2010. 345 с. EDN: QRYCSH
- Кистяковский Б. А. В защиту права (Интеллигенция и правосознание) // Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции : сб. ст. М., 1909. С. 97–126.
- Фихте И. Г. Сочинения : в 2 т. Т. 1 / сост. и примеч. В. Волжского. СПб. : Мифрил, 1993.686 с.
- Шеллинг Ф. В. Й. Система трансцендентального идеализма / пер. и коммент. И. Я. Колубовского ; ред. и вступ. ст. П. Л. Кучерова. М. : Соцэкгиз, 1936. 455 с.
- Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа. М. : Наука, 2000. 495 с.
- Геращенко И. Г. Экономика образования постмодерна: парадоксы модернизации // Экономика образования. 2017. № 1 (98). С. 4–14. EDN: XRQATT
- Соловьев В. С. Сочинения : в 2 т. Т. 2 / общ. ред. и сост. А. Ф. Лосева и А. В. Гулыги ; примеч. С. Л. Кравца [и др.]. М. : Мысль, 1988. 822 с.
- Федоров Н. Ф. Философия общего дела. М. : Эксмо, 2008. 750 с. EDN: PEWVJU
- Геращенко И. Г., Геращенко А. И. Формы глобализма: история и современность // Наука. Общество. Государство. 2023. Т. 11, № 1 (41). С. 102–110. doi: 10.21685/2307-9525-2023-11-1-11 EDN: DYOYPK
- Новгородцев П. И. Сочинения / сост., авт. вступ. ст. и примеч. М. А. Колеров, Н. С. Плотников. М. : Раритет, 1995. 446 с.
- Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну : монография. М. : Прогресс-Традиция, 2000. 384 с. EDN: RAYTKJ
- Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / пер. с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана. М. : ГУ ВШЭ, 2000. 606 с.
Дополнительные файлы
