Оценка профессионального благополучия кураторов студенческих групп в контексте обеспечения безопасности образовательной среды

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Исследование направлено на изучение вопросов психологической безопасности и предотвращение риска профессионально-эмоционального выгорания педагогов – кураторов студенческих групп вуза. Внимание уделено влиянию психологического климата, профессионального самочувствия профессорско-преподавательского состава на безопасность образовательной среды. В качестве гипотез выдвинуты предположения, что академическая и воспитательная среда вуза в целом удовлетворяет требованиям безопасности с точки зрения психологического благополучия преподавателей и кураторов (при этом часть кураторов могут нуждаться в психологической поддержке) и что существует связь между показателями психологического благополучия и удовлетворенностью трудом. В исследовании прияли участие 93 куратора студенческих групп педагогического вуза, из них 79 женщин, 14 мужчин, возрастной диапазон 22–66 лет. Безопасность образовательной среды оценивалась через критерии: удовлетворенность трудом, профессиональное выгорание, психологическое здоровье кураторов студенческих групп. Диагностические инструменты: симптоматический опросник SCL-90, «Интегральный показатель удовлетворенности трудом», «Диагностика профессионального „выгорания“ (К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой)». Установлено, что в целом академическая и воспитательная среда вуза удовлетворяют требованиям безопасности с точки зрения психологического благополучия преподавателей и кураторов, при этом часть кураторов испытывает определенные проявления психологического неблагополучия, им требуется психологическая помощь. Выявлены слабые корреляции между симптомами выгорания и общей удовлетворенностью профессией, демонстрируя сложную динамику факторов, влияющих на психологическое здоровье преподавателей. Работа подчеркивает необходимость комплексного подхода к обеспечению психологического благополучия преподавателя, особенно учитывая влияние кураторов на создание безопасного пространства для студентов. Эти выводы могут быть использованы при реализации воспитательного процесса в вузах и помогают разрабатывать программы поддержки сотрудников университета.

Об авторах

Светлана Анатольевна Филиппова

Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого

Email: filippovasa@tolstovsky.ru
кандидат психологических наук, доцент Тула, Россия

Список литературы

  1. Баева И.А., Гаязова Л.А., Кондакова И.В. и др. Психологическая безопасность личности и ценности подростков и молодежи // Психологическая наука и образование. 2020. Т. 25, № 6. С. 5–18.
  2. Liu R. X., Lin W., Chen Z. Y. School performance, peer association, psychological and behavioral adjustments: A comparison between Chinese adolescents with and without siblings // Journal of Adolescence. 2010. Vol. 33, № 3. Р. 411–417. doi: 10.1016/j.adolescence.2009.07.007
  3. Koomen W., Van der Pligt J. Introduction // The Psychology of Radicalization and Terrorism / W. Koomen, J. van der Pligt (eds.). New York: Routledge, 2016. P. 1–10.
  4. Ярошенко Г.В., Белуженко О.В. Сравнительный анализ склонности к экстремизму студентов-первокурсников гуманитарного вуза с инвалидностью и без ограничений по здоровью // Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика: сб. ст. по материалам V Международной научно-практ. конф., Ялта, 20–22 мая 2021 г. Симферополь: Ариал, 2021. С. 233–237. EDN TRRFPB
  5. Дешина Е.И., Меркулова А.Н. Молодежь как наиболее подверженная влиянию экстремизма и терроризма в сети Интернет социально-демографическая группа // ОБЗОР.НЦПТИ. 2019. № 1 (16). С. 54–61.
  6. Дворянчиков Н.В., Бовин Б.Г., Бовина И.Б. Оценка риска радикализации в подростково-молодежной среде: потенциал социально-психологического знания // Психология и право. 2022. Т. 12, № 2. С. 207–223. doi: 10.17759/psylaw.2022120215 (дата обращения: 25.06.2025).
  7. Ярошенко Г.В., Белуженко О.В., Иванова Л.Л. Полиаспектное исследование диспозиций насильственного экстремизма у студентов-первокурсников гуманитарного вуза // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2020. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/poliaspektnoe-issledovanie-dispozitsiy-nasilstvennogo-ekstremizma-u-studentov-pervokursnikov-gumanitarnogo-vuza (дата обращения: 14.05.2025).
  8. Яремчук С.В., Ситяева С.М. Пол, возраст и вид занятости как объективные предикторы экстремистских установок молодежи // Психологические исследования. 2018. Т. 11, № 58. С. 11. URL: https://psystudy.ru/num/issue/view/24 (дата обращения: 17.05.2025).
  9. Белашина Т.В., Дернов В.Е., Федосеев Д.А. Роль патриотического воспитания в профилактике экстремизма в молодежной среде // Тенденции развития науки и образования. 2021. № 80-5. С. 32–35. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47942419 (дата обращения: 02.07.2025).
  10. Пазухина С.В. Психологические основы психолого-педагогической профилактики экстремизма и протестного поведения в молодежной среде // Психология и право. 2023. Т. 13, № 2. С. 206–223.
  11. Сердюк Н.В., Грищенко Л.Л., Столяренко А.М. Психолого-педагогические аспекты профилактики экстремизма в молодежной среде // Психология и право. 2018. Том 8, № 3. С. 167–178. doi: 10.17759/psylaw.2018080312 (дата обращения: 17.05.2025).
  12. Зализняк Н.Л., Лундовских И.В., Синеглазова А.Г. Профилактика экстремизма и формирование толерантности в молодежной среде. Казань: МеДДок, 2020. 80 с.
  13. Ремарчук В.Н., Бочарников И.В., Семикин Г.И. и др. Формы, методы и технологии профилактики и противодействия проникновению идеологии экстремизма и терроризма в образовательную среду. М.: Экон-Информ, 2019. 255 с.
  14. Коняхин В.П., Петровский А.В., Батютина Т.Ю. Предупреждение экстремизма в молодежной среде: поиск оптимальной модели // Общество: политика, экономика, право. 2021. № 10 (99). С. 36-41. doi: 10.24158/pep.2021.10.5 (дата обращения: 17.05.2025).
  15. Баева И.А., Баев Н.Н. Психологические ресурсы защищенности студентов как показатель психологической безопасности личности // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. Т. 5, № 1. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2013_n1/59061 (дата обращения: 02.07.2025).
  16. Смык Ю.В., Качимская А.Ю. Потенциал психологической безопасности педагога как условие психологической безопасности школьника // Science for Education Today. 2021. Т. 11, № 1. С. 42–58. doi: 10.15293/2658-6762.2101.03
  17. Janik M., Rothmann S. Engagement of secondary school teachers in Namibia: Relational context effects // Journal of Psychology in Africa. 2016, № 26 (4). P. 316–325. doi: 10.1080/14330237.2016.1208921 (дата обращения: 17.05.2025).
  18. Егорышев С.А. Эмоциональное выгорание учителей как фактор снижения эффективности их профессиональной деятельности // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2023. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnoe-vygoranie-uchiteley-kak-faktor-snizheniya-effektivnosti-ih-professionalnoy-deyatelnosti (дата обращения: 25.06.2025).
  19. Шмелева Е.А., Кисляков П.А., Кольчугина Н.И., Фан Ч.К. Жизнестойкость и психологическая безопасность педагога в образовательной среде // Образование и наука. 2022. № 9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhiznestoykost-i-psihologicheskaya-bezopasnost-pedagoga-v-obrazovatelnoy-srede (дата обращения: 25.06.2025).
  20. Марийчук Е.О. Социально-психологические факторы профессионального выгорания молодых специалистов педагогических профессий // Психологическая наука и образование. 2016. № 8 (1). С. 1–10. doi: 10.17759/psyedu.2016080101 (дата обращения: 02.07.2025).
  21. Майстренко В.И. Взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания и степени удовлетворенности профессиональных потребностей учителей // Психологическая наука и образование. 2010. № 15 (1), С. 21–30. URL: https://psyjournals.ru/journals/pse/archive/2010_n1/27989 (дата обращения: 02.07.2025).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».