Assessment of professional well-being of student group tutors in the context of ensuring educational environment safety

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The study is aimed at studying the issues of psychological safety and preventing the risk of professional-emotional burnout of teachers-curators of student groups of the university. Attention is paid to the influence of the psychological climate, professional well-being of the teaching staff on the safety of the educational environment. As hypotheses, it is suggested that the academic and educational environment of the university, in general, meets the safety requirements in terms of the psychological well-being of teachers and curators, while some curators may need psychological support; there is a link between measures of psychological well-being and job satisfaction. The study involved 93 curators of student groups of a pedagogical university, of which: 79 women, 14 men, age range 22-66 years. The safety of the educational environment was assessed through the criteria: satisfaction with work, professional burnout, psychological health of the curators of student groups. Diagnostic tools: Symptom Checklist-90 (SCL-90), «Integral Index of Job Satisfaction», «Professional Burnout Diagnosis» (C. Maslach, S. Jackson, adapted by N.E. Vodopyanova). It has been established that, in general, the academic and educational environment of the university meets the safety requirements in terms of the psychological well-being of teachers and curators, while some curators experience certain manifestations of psychological distress, they require psychological assistance. Weak correlations between the symptoms of burnout and general satisfaction with the profession were identified, demonstrating the complex dynamics of factors affecting the psychological health of teachers. The work emphasizes the need for an integrated approach to ensuring the psychological well-being of the teacher, especially given the influence of curators to create a safe space for students. These conclusions can be used in the implementation of the educational process in universities and help develop programs to support university employees.

About the authors

Svetlana Anatolyevna Filippova

Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University

Email: filippovasa@tolstovsky.ru
Tula, Russian Federation

References

  1. Баева И.А., Гаязова Л.А., Кондакова И.В. и др. Психологическая безопасность личности и ценности подростков и молодежи // Психологическая наука и образование. 2020. Т. 25, № 6. С. 5–18.
  2. Liu R. X., Lin W., Chen Z. Y. School performance, peer association, psychological and behavioral adjustments: A comparison between Chinese adolescents with and without siblings // Journal of Adolescence. 2010. Vol. 33, № 3. Р. 411–417. doi: 10.1016/j.adolescence.2009.07.007
  3. Koomen W., Van der Pligt J. Introduction // The Psychology of Radicalization and Terrorism / W. Koomen, J. van der Pligt (eds.). New York: Routledge, 2016. P. 1–10.
  4. Ярошенко Г.В., Белуженко О.В. Сравнительный анализ склонности к экстремизму студентов-первокурсников гуманитарного вуза с инвалидностью и без ограничений по здоровью // Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика: сб. ст. по материалам V Международной научно-практ. конф., Ялта, 20–22 мая 2021 г. Симферополь: Ариал, 2021. С. 233–237. EDN TRRFPB
  5. Дешина Е.И., Меркулова А.Н. Молодежь как наиболее подверженная влиянию экстремизма и терроризма в сети Интернет социально-демографическая группа // ОБЗОР.НЦПТИ. 2019. № 1 (16). С. 54–61.
  6. Дворянчиков Н.В., Бовин Б.Г., Бовина И.Б. Оценка риска радикализации в подростково-молодежной среде: потенциал социально-психологического знания // Психология и право. 2022. Т. 12, № 2. С. 207–223. doi: 10.17759/psylaw.2022120215 (дата обращения: 25.06.2025).
  7. Ярошенко Г.В., Белуженко О.В., Иванова Л.Л. Полиаспектное исследование диспозиций насильственного экстремизма у студентов-первокурсников гуманитарного вуза // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2020. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/poliaspektnoe-issledovanie-dispozitsiy-nasilstvennogo-ekstremizma-u-studentov-pervokursnikov-gumanitarnogo-vuza (дата обращения: 14.05.2025).
  8. Яремчук С.В., Ситяева С.М. Пол, возраст и вид занятости как объективные предикторы экстремистских установок молодежи // Психологические исследования. 2018. Т. 11, № 58. С. 11. URL: https://psystudy.ru/num/issue/view/24 (дата обращения: 17.05.2025).
  9. Белашина Т.В., Дернов В.Е., Федосеев Д.А. Роль патриотического воспитания в профилактике экстремизма в молодежной среде // Тенденции развития науки и образования. 2021. № 80-5. С. 32–35. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47942419 (дата обращения: 02.07.2025).
  10. Пазухина С.В. Психологические основы психолого-педагогической профилактики экстремизма и протестного поведения в молодежной среде // Психология и право. 2023. Т. 13, № 2. С. 206–223.
  11. Сердюк Н.В., Грищенко Л.Л., Столяренко А.М. Психолого-педагогические аспекты профилактики экстремизма в молодежной среде // Психология и право. 2018. Том 8, № 3. С. 167–178. doi: 10.17759/psylaw.2018080312 (дата обращения: 17.05.2025).
  12. Зализняк Н.Л., Лундовских И.В., Синеглазова А.Г. Профилактика экстремизма и формирование толерантности в молодежной среде. Казань: МеДДок, 2020. 80 с.
  13. Ремарчук В.Н., Бочарников И.В., Семикин Г.И. и др. Формы, методы и технологии профилактики и противодействия проникновению идеологии экстремизма и терроризма в образовательную среду. М.: Экон-Информ, 2019. 255 с.
  14. Коняхин В.П., Петровский А.В., Батютина Т.Ю. Предупреждение экстремизма в молодежной среде: поиск оптимальной модели // Общество: политика, экономика, право. 2021. № 10 (99). С. 36-41. doi: 10.24158/pep.2021.10.5 (дата обращения: 17.05.2025).
  15. Баева И.А., Баев Н.Н. Психологические ресурсы защищенности студентов как показатель психологической безопасности личности // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. Т. 5, № 1. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2013_n1/59061 (дата обращения: 02.07.2025).
  16. Смык Ю.В., Качимская А.Ю. Потенциал психологической безопасности педагога как условие психологической безопасности школьника // Science for Education Today. 2021. Т. 11, № 1. С. 42–58. doi: 10.15293/2658-6762.2101.03
  17. Janik M., Rothmann S. Engagement of secondary school teachers in Namibia: Relational context effects // Journal of Psychology in Africa. 2016, № 26 (4). P. 316–325. doi: 10.1080/14330237.2016.1208921 (дата обращения: 17.05.2025).
  18. Егорышев С.А. Эмоциональное выгорание учителей как фактор снижения эффективности их профессиональной деятельности // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2023. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnoe-vygoranie-uchiteley-kak-faktor-snizheniya-effektivnosti-ih-professionalnoy-deyatelnosti (дата обращения: 25.06.2025).
  19. Шмелева Е.А., Кисляков П.А., Кольчугина Н.И., Фан Ч.К. Жизнестойкость и психологическая безопасность педагога в образовательной среде // Образование и наука. 2022. № 9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhiznestoykost-i-psihologicheskaya-bezopasnost-pedagoga-v-obrazovatelnoy-srede (дата обращения: 25.06.2025).
  20. Марийчук Е.О. Социально-психологические факторы профессионального выгорания молодых специалистов педагогических профессий // Психологическая наука и образование. 2016. № 8 (1). С. 1–10. doi: 10.17759/psyedu.2016080101 (дата обращения: 02.07.2025).
  21. Майстренко В.И. Взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания и степени удовлетворенности профессиональных потребностей учителей // Психологическая наука и образование. 2010. № 15 (1), С. 21–30. URL: https://psyjournals.ru/journals/pse/archive/2010_n1/27989 (дата обращения: 02.07.2025).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».