Родительское просвещение на ступени основного общего образования как фактор развития гармоничной личности обучающегося
- Авторы: Ахмедьянова А.Х.1, Арасланова А.Т.1, Гирфанова Л.П.1
-
Учреждения:
- Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы
- Выпуск: № 5 (2025)
- Страницы: 32 - 41
- Раздел: ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
- URL: https://bakhtiniada.ru/2307-6127/article/view/350785
- DOI: https://doi.org/10.23951/2307-6127-2025-5-32-41
- ID: 350785
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Одной из важнейших социальных проблем в нашей стране является гармоничное развитие личности обучающегося, его успешная социализация. Решение данной проблемы становится реальной и достижимой только при тесном взаимодействии всех социальных институтов, и прежде всего семьи и школы. Однако зачастую психолого-педагогическая неграмотность родителей становится существенным препятствием в реализации заявленной цели, и это противоречие требует своего разрешения на всех уровнях образования. Свой вклад в психолого-педагогическое просвещение родителей должна вносить и вузовская педагогика. Цель изложенного в статье исследования заключается в выявлении и обосновании психолого-педагогических условий родительского просвещения на основе анализа теории и практики организации родительского просвещения на ступени основного общего образования средствами педагогического вуза. Методологическую основу исследования составляют идеи системного, деятельностного и компетентностного подходов. Использовались методы теоретического анализа и методы эмпирического исследования: наблюдение, опрос, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент. Теоретический анализ позволил выявить ряд классификаций семей по разным основаниям, требующим организации психолого-педагогического просвещения. Доказано, что в таких семьях проблемы обусловлены прежде всего дефицитом эмоционального общения между детьми и родителями, что требует развития личностного потенциала самих родителей как условия гармоничного развития ребенка. Описана и обоснована модель родительского просвещения на ступени основного общего образования. Модель родительского просвещения разработана на основе выявления и учета реальных потребностей родителей на современном этапе общественного развития. Выявлены и обоснованы педагогические условия организации родительского просвещения на уровне основного общего образования средствами педагогического вуза. Проведенное исследование вносит вклад в решение теоретических и практических проблем родительского просвещения с целью консолидации усилий всех институтов образования для успешного развития гармоничной личности подростка на уровне основного общего образования.
Об авторах
Алина Халиловна Ахмедьянова
Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы
Автор, ответственный за переписку.
Email: alina.axmedyanova.84@mail.ru
кандидат философских наук, доцент, старший преподаватель кафедры педагогики Уфа, Россия
Алия Талгатовна Арасланова
Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы
Email: aliyatalg@mail.ru
кандидат педагогических наук, доцент Уфа, Россия
Людмила Петровна Гирфанова
Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы
Email: girfanova54@mail.ru
кандидат педагогических наук, доцент Уфа, Россия
Список литературы
- Кравцов С. Воспитание подрастающего поколения становится гарантом национальной безопасности. URL: https://edu.gov.ru/press/5006/sergey-kravcov-vospitanie-podrastayuschego-pokoleniya-stanovitsya-garantom-nacionalnoy-bezopasnosti/ (дата обращения: 05.06.2025).
- Галушко Е.С. Новый национальный проект «Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей». URL: https://rpi.ast.social/menu-news/32-iip015.html (дата обращения: 05.06.2025).
- Ахмедьянова А.Х. Национальное воспитание гармонично развитой личности подрастающего поколения: практический опыт выдающегося педагога и политического деятеля Сабира Шаяхметовича Зиганшина // Вестник Самарского университета. История. Педагогика. Филология. 2023. № 4. С. 108–114.
- Любецкий Н.П., Самыгин С.И., Aгафонов С.В., Демьянова Л.М. Факторы, влияющие на воспитание гармоничной личности и на уровень индивидуального и социального здоровья российской молодежи // Наука. Образование. Современность. 2025. № 1. С. 107–120.
- Ротанова О.Н. Трансформация институциональных оснований развития системы российского образования // Современное педагогическое образование. 2023. № 13. С. 59–62.
- Абилзода Г.С. Семья – основа государства и хранительница национальных традиций // Интерактивная наука. 2021. № 10. С. 77–80.
- Грицай Л.А. Антагонизм моделей родительского воспитания детей в педагогическом пространстве постсоветской России (90-е гг. XX в.) // Вестник Томского государственного университета. 2014. № 383. С. 180–189.
- Путин назвал институт семьи основой России. URL: https://dzen.ru/a/ZV0KSRVnQE2_HLC0 (дата обращения: 05.06.2025).
- Науменко Н.М. Педагогическое просвещение родителей как механизм формирования ответственного родительства // KANT. 2017. № 1. С. 42–46.
- Ушинский К.Д. Педагогическая антропология: Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии: в 2 ч. М.: УРАО, 2002. 574 с.
- Макаренко А.С. Книга для родителей. Пед. соч.: в 8 т. Т. 5. М.: Педагогика, 1985. 336 с.
- Каптерев П.Ф. История русской педагогики. СПб.: Алетейя, 2004. 559 с.
- Шацкий С.Т. (1878–1934). Избранные педагогические сочинения: в 2 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1980. 414 с.
- Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. URL: http://azbyka.rU/deti/v.a.-suhomlinskiy.-roditelskaya-pedagogika.html (дата обращения: 02.06.2025).
- Гусев А.В. Родительское просвещение в России как компонент национальной системы образования: из прошлого в будущее // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2023. № 4. С. 107–113.
- Ремнева В.В. Психологическое содержание понятия гармоничной личности // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 2. С. 152–156.
- Салахутдинова Р.Х. Подрастающее поколение в контексте общественной безопасности // Society and Security Insights. 2018. № 4. С. 104–114.
- Ахмедьянова А.Х. Воспитание гармонично развитой личности обучающегося в контексте современной системы школьного образования // Вестник Самарского университета. История. Педагогика. Филология. 2025. № 1. С. 116–120.
- Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра: кн. для учителей и родителей. М.: Просвещение, 1988. 207 с.
- Гирфанова Л.П. Формирование общечеловеческих ценностей у подростков «группы риска»: профилактика девиантного поведения. М.: LAP LAMBERT Academic Publishing, Gmbh, 2011. 189 с.
- Дубровина Н.А., Набойченко Е.С. Оптимизация личностного потенциала родителей как аспект сопровождения семей с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата // Образование и наука. 2018. № 8. С. 129–146.
- Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Институт психотерапии, 2002. 490 с.
- Мельникова Н.Н. Диагностика социально-психологической адаптации личности: учеб. пособие. Челябинск: ЮУрГУ, 2004. 57 с.
- Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. М.: Смысл, 2006. 63 с.
- Немов Р.С. Психология: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: в 3 кн. 4-е изд. Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. М.: ВЛАДОС, 2001. 640 с.
- Дмитриев М.Г., Белов В.Г., Парфенов Ю.А. Психолого-педагогическая диагностика делинквентного поведения у трудных подростков. СПб.: ПОНИ, 2010. 316 с.
Дополнительные файлы



