Разработка и валидизация опросника «Оценка педагогического консерватизма»

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Представлены описание, результаты разработки, валидизации и стандартизации оригинальной методики оценки педагогического консерватизма. В исследовании, направленном на выявление психометрических характеристик новой методики, приняли участие 379 человек в возрасте от 21 до 65 лет. Из них женщин – 204 человека, мужчин – 175 человек (выборка 1); для верификации конвергентной валидности участниками исследования стали 379 респондентов (выборка 2); для оценки тест-ретестевой надежности приняли участие 105 человек (выборка 3). В группе от 25 до 35 лет количество женщин составило 50 человек, мужчин – 41 человек; в группе от 36 до 44 лет количество женщин составило 54 человека, мужчин – 43 человека; в группе от 45 до 55 лет количество женщин составило 51 человек, мужчин – 49 человек; в группе от 56 до 65 лет количество женщин составило 49 человек, мужчин – 42 человека. Разработанная методика включает в себя 7 шкал и 43 вопроса: объективный фактор, субъективный фактор, мотивационный, когнитивный, эмоциональный, коммуникативный, поведенческий компоненты, которые оцениваются на основе представленных в них показателей по пятибалльной шкале, что позволяет определить уровень педагогического консерватизма. В процессе разработки гипотетического конструкта методики проведен теоретический анализ научных подходов к предмету исследования, раскрыто содержание феномена педагогического консерватизма. Продемонстрирован текст методики, ключи, интерпретация результатов, данные о нормировании выборки, на основе которой конструировалось исследование. Полученные результаты исследования подтверждают высокий уровень надежности, достоверности, валидности опросника, что позволяет представить его в качестве обоснованного и пригодного психодиагностического инструмента для изучения психологических характеристик и уровня проявления педагогического консерватизма педагогов высших учебных заведений, средних профессиональных учреждений, общеобразовательных учреждений в процессе психолого-педагогического сопровождения педагогической деятельности.

Об авторах

Инна Борисовна Авакян

Краснодарское высшее военное училище имени генерала армии С. М. Штеменко

Email: avakjaninna@rambler.ru
кандидат психологических наук, доцент Краснодар, Россия

Список литературы

  1. Авакян И. Б., Виноградова Г. А. Оценка инновационной готовности педагогических коллективов вузов // Психолого-педагогические исследования. 2020. Т. 12, № 1. C. 16–30. doi: 10.17759/psyedu.2020120102
  2. Силакова Л. В., Соснило А. И. Исследование готовности участников образовательного процесса к применению цифровых технологий в образовании // Психологическая наука и образование. 2023. Т. 28, № 4. С. 112–133. doi: https://doi.org/10.17759/pse.2023280407 (дата обращения: 04.06.2024).
  3. Авакян И. Б., Минияров В. М. Педагогический консерватизм преподавателя вуза в условиях профессионального стресса // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2024. Т. 10, № 1. С. 63-82. doi: 10.18413/2313-8971-2024-10-1-0-5
  4. Щербакова Т. Н., Сташкова Т. В., Рягин С. Н. Деструкции личности в профессиональной сфере: субъективный контроль как фактор их преодоления // Российский психологический журнал. 2024. № 21 (1). С. 302–317. doi: https://doi.org/10.21702/rpj.2024.1.16
  5. Потапова Е. В., Аникина М. А., Чисто Р. С., Гудовский И. В., Шепелева Ю. С. Исследование взаимосвязи тревожности и социометрического статуса педагогов средней школы // Психолог. 2023. № 1. С. 65–76. doi: 10.25136/2409-8701.2023.1.39596
  6. Феоктистова С. В., Кривошеева Е. В. Состояние фрустрации педагогов в условиях модернизации образовательной среды // Вестник ТвГУ. Серия «Педагогика и психология». 2018. Вып. 7. С. 72–76
  7. Авакян И. Б. Стремление к саморазвитию как фактор инновационной готовности преподавателей вузов // Образование и саморазвитие. 2020. Т. 15, № 2. С. 88–102. doi: 10.26907/esd15.2.08
  8. Рубанцова Т. А., Крутько Е. А. Процессы отчуждения в современном профессиональном образовании // Профессиональное образование в современном мире. 2018. Т. 8, №  3. С. 2018–2023. doi: 10.15372/PEMW20180307
  9. Weitze C. L. Designing pedagogical innovation for collaborating teacher teams // Journal of Education for Teaching. 2017. Vol. 43 (3). P. 361–373. doi: 10.1080/02607476.2017.1319511
  10. Авакян И. Б. К вопросу об инновационной готовности и социально-психологическом климате вузов // Образование и наука. 2018. № 4. С. 114–131. doi: 10.17853/1994-5639-2018-4-114-131
  11. Koeslag-Kreunen M. G. M., Van der Klink Marcel R. Van den Bossche Piet, Gijselaers Wim H. Leadership for team learning: the case of university teacher teams // Higher Education. 2018. Vol. 75. P. 191–207. doi: 10.1007/s10734-017-0126
  12. Wang P., Hao Y. What Role Does Error Orientation Play in the Relationship Between Error Management Climate and Innovative Behavior? // 2nd International Conference on Education, Management and Systems Engineering (EMSE 2017). 2017. P. 265–271. 2475-0042. doi: 10.12783/dtssehs/emse2017/12780 (дата обращения: 04.06.2024).
  13. Щигарцова А. А. Психологическое благополучие и удовлетворенность профессией современного учителя // StudArctic Forum. 2021. № 2 (22). С. 59–65.
  14. Клименко Л. В., Скачкова Л. С. Субъективное благополучие преподавателей российских вузов: опыт эмпирического исследования // Вопросы образования / Educational Studies Moscow. 2020. № 4. С. 37–63. doi: 10.17323/1814-9545-2020-4-37-63)
  15. Виноградова Г. А., Чапала Т. В., Илич М. Физическое благополучие педагогов как фактор эффективности профессиональной деятельности // Вестник Самарского университета. Серия: История, педагогика, филология. 2020. Т. 26, № 2. С. 79–83. doi: http://doi.org/10.18287/2542-0445-2020-26-2-79-83
  16. Артюхина А. И., Третьяк С. В., Великанов В. В. Творческое развитие педагога в образовательной среде университета // Образовательный вестник «Сознание». 2021. Т. 23, № 5. С. 4–11. doi: 10.26787/nydha2686-6846-2021-23-5-4-11
  17. Волченко Д. Ю. Развитие творческого потенциала педагога как основа совершенствования педагогического мастерства // Молодой ученый. 2019. № 32 (270). С. 137–141. URL: https://moluch.ru/archive/270/62004/ (дата обращения: 29.04.2024).
  18. Мельникова М. Л., Чебыкина И. В. Копинг-стратегии и защитные механизмы личности студентов-педагогов // Педагогическое образование в России. 2020. № 2. С. 84–98. doi: 10.26170/po20-02-10
  19. Выбойщик И. В., Шакурова З. А. Личностный многофакторный опросник Р. Кэттелла. Челябинск: ЮУрГУ, 2000. 54 с.
  20. Зайцева С. А., Малахова О. Н., Русских И. Т. Роль диагностики самооценки психических состояний студентов младших курсов аграрного университета // Studia Humanitatis. 2023. № 1. С. 1–11.
  21. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С., Наследов А. Д. Стандартизированный опросник «Профессиональное выгорание» для специалистов социономических профессий // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия: Социология. 2013. Т. 12, № 4. С. 17–27.
  22. Шляпникова И. А., Тимощенко А. С. Определение уровня удовлетворенности трудом работников электросетевой организации // Инновации в науке. 2017. № 9 (70). С. 43–46.
  23. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института психотерапии. 2002. C.444–452.
  24. Степанова Т. В. Исследование мотивации успеха и мотивации боязни неудачи в структуре учебной мотивации студентов вуза // Вестник Кузбасского государственного технического университета. 2004. № 6.2 (44). С. 144–145.
  25. Корнилова Т. В., Чумакова М. А. Шкалы толерантности интолерантности к неопределенности в модификации опросника C. Баднера // Экспериментальная психология. 2014. № 1 С. 92–110.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».