Психологические факторы развития межкультурной компетентности иностранных студентов

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Процессы глобализации в современности характеризуются высокой интенсивностью и многогранностью. Первичными элементами глобализации являются люди, населяющие планету. Среди студентов межкультурный обмен особенно интенсивен и сложен. Большой проблемой для студентов является совмещение усилий по развитию межкультурной компетентности с освоением основной образовательной программы в учебном заведении. Цель настоящего исследования – определение сущности и особенностей психологических факторов развития межкультурной компетенции иностранных студентов. Научная новизна работы заключается в рассмотрении и предложении использования комплексного подхода к стимулированию развития межкультурных компетенций, в рамках которого требуется одновременное поддержание интереса к новой культуре, мотивация к знакомству с ней и вместе с тем признание уникальности социально-культурного опыта иностранных студентов, предоставление им возможности проявить свои особенности. Отдельной задачей является пресечение формирования малых этнических групп в случае, когда принадлежность к такой группе препятствует студенту в процессе его аккультурации в новой среде. В целом формирование межкультурной компетентности не сводится к определенным действиям, а требует комплексного обеспечения психологического комфорта в новой среде. С одной стороны, студенты сталкиваются с академической нагрузкой, с другой – новая среда бросает вызовы и поднимает вопросы перед студентами. Успех формирования межкультурной компетентности зависит от нескольких субъектов в равной степени, и в первую очередь от самих иностранных студентов как самостоятельных личностей и принадлежащих к собственной культуре людей, от коллектива образовательного учреждения и его студентов, а также от общества в целом как от более широкой среды, в которую прибывает иностранный студент.

Об авторах

Тао Фань

Российский университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы

Email: 1042228037@pfur.ru
аспирант Москва, Россия

Елена Викторовна Полякова

Российский университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы

Email: polyakova-ev@rudn.ru
кандидат филологических наук, доцент Москва, Россия

Список литературы

  1. Юлдашева Ф. Х. К вопросу о взаимосвязи глобализации и цивилизации // Вестник Пермского ун-та. Серия: Философия. Психология. Социология. 2011. № 2 (6). С. 36–37.
  2. Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций от 8 сентября 2000 г. Принята резолюцией № 55/2 // ООН. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/summitdecl.shtml (дата обращения: 17.02.2024).
  3. Гридунова М. В., Новикова И. А., Шляхта Д. А. Межкультурная компетентность и факторы «Большой пятерки»: к постановке проблемы // Известия Саратовского ун-та. Новая серия. Серия «Акмеология образования». Психология развития. 2017. № 2 (22). С. 140–145.
  4. Почебут Л. Г. Теория межкультурной коммуникативной компетентности // Науч. социология. 2012. Т. 184, вып. 172. С. 14–18.
  5. Садохин А. П. Межкультурная компетентность: понятие, структура, пути формирования // ЖССА. 2007. № 1. С. 125–139.
  6. Клушина Н. П., Маслюков Р. С. Формирование межкультурной компетентности иностранных студентов в российских вузах // Гуманитарные и социальные науки. 2022. Т. 91, № 2. С. 152–158.
  7. Иващенко А. П. Этническая идентичность и миграция в современном мире // Научный альманах стран Причерноморья. 2016. № 1 (5). С. 5–7.
  8. Гриценко В. В., Зинурова Р. И., Константинов В. В., Кулеш Е. В., Малышев И. В., Новикова И. А., Хухлаев О. Е., Черная А. В. Межкультурная компетентность как предиктор адаптации иностранных студентов // Культурно-историческая психология. 2021. Т. 17, № 1. С. 102–112.
  9. Чикер В. А. 18 программ тренингов: руководство для профессионалов. СПб.: Речь, 2007. 368 с.
  10. Серебрякова Р. В. Межкультурная коммуникативная компетентность как необходимое условие осуществления эффективной межкультурной коммуникации // Научный вестник Ямало-Ненецкого автономного округа. 2017. № 4 (97). С. 68–71.
  11. Новикова Л. А., Василькова О. В., Акатьева И. С. Этническая идентичность как основа формирования межкультурной компетентности студентов вуза // Вестник Удмуртского ун-та. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2021. Т. 31, № 2. С. 217–225.
  12. Полякова Т. Ю. Учет особенностей современного поколения студентов в процессе совершенствования системы подготовки по иностранному языку в вузе // Вестник МГЛУ. Образование и педагогические науки. 2018. № 2 (796). С. 43–54.
  13. Колобова Л. В. К вопросу формирования межкультурной компетенции // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 64-4. С. 100–103.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».