Development of human potential as an actual context for the transformation of the education system in Russia

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The issues of human potential development as an important task of modern society, including the education system, are considered. The content of the strategic planning documents of the Russian Federation in the field of human development is disclosed. The essential-content characteristic of the category “human potential” is generalized. An expert opinion on the role of education in the development of human potential is indicated. A selective ranking of countries by the level of human development and education is presented. The strategic priorities of Russian universities in the field of sustainable development and human development are analyzed. It is shown that universities have a unique opportunity to become innovators who model a new strategy for the country’s sustainable development, since it is they who make a significant contribution to sustainable regional development, shape society, and train agents of change. A number of conclusions are made, in particular, that the national policy in the field of human development is currently moving to a qualitatively new level. There is a systematization of goals, tasks and resources. Universities are actively involved in initiatives aimed at accelerating the achievement of the UN SDGs, promoting ESG values, while strengthening their positions as key actors of change towards sustainable development. The demand for specialists who are able to put into practice the principles of sustainable development in various areas of the national economy is growing significantly. In this regard, universities are faced with the task of preparing graduates not only with the necessary set of competencies, but also with a formed understanding of new values in the context of the sustainable development of society, the central element of which is a person. The research methodology was based on certain provisions of the concept of human potential, outlined in the works of leading foreign and Russian scientists. The study uses methods of theoretical and comparative analysis; content analysis of documents, as well as materials presented in open access databases. The materials of the study were documents in the field of human development of the United Nations, UNESCO, the World Bank, as well as documents on the strategic development of the Russian Federation; programs and development strategies of a number of Russian universities.

About the authors

Irina Vladimirovna Volchkova

Seversk Technological Institute – branch of State Autonomous Educational Institution of Higher Education «National Research Nuclear University «MEPhI»

Email: volchkovairina@bk.ru
Seversk, Russian Federation

Elena Anatolyevna Sukhanova

Tomsk State Pedagogical University

Email: esukhanova@mail.ru
Tomsk, Russian Federation

Svetlana Nikolaevna Gruznykh

Department of Labor and Employment of the Tomsk region

Email: gruznihkarg@mail.ru
Tomsk, Russian Federation

References

  1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. URL: https://docs.cntd.ru/document/902130343?marker=6560IO (дата обращения: 04.12.2022).
  2. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 г. URL: https://docs.cntd.ru/document/554168464 (дата обращения: 04.12.2022).
  3. Концепция внешней политики Российской Федерации. URL: https://docs.cntd.ru/document/420384312 (дата обращения: 04.12.2022).
  4. Стратегия экономической безопасности РФ на период до 2030 года. URL: https://docs.cntd.ru/document/420398070 (дата обращения: 04.12.2022).
  5. Бюджетный прогноз Российской Федерации на период до 2036 года. URL: https://docs.cntd.ru/document/554041117 (дата обращения: 04.12.2022).
  6. Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации. URL: https://docs.cntd.ru/document/420384257 (дата обращения: 04.12.2022).
  7. Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года. URL: https://docs.cntd.ru/document/554587356 (дата обращения: 04.12.2022).
  8. Заславская Т. Н. Человеческий потенциал в современном трансформационном процессе // Общественные науки и современность, 2005. № 3. С. 13–25.
  9. Капелюшников Р. И. Сколько стоит человеческий капитал России? М.: Высшая школа экономики, 2012. 76 с.
  10. Иванов О. И. Человеческий потенциал (формирование, развитие, использование). ИПРЭ РАН, СПбГУ. СПб.: Скифия-принт, 2013. 336 с.
  11. Личностный потенциал. Структура и диагностика / под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011. 680 с.
  12. Марков В. Н. Личностно-профессиональный потенциал управленца и его оценка. М.: РАГС, 2001. 264 с.
  13. Генисаретский О. И., Носов Н. А., Юдин Б. Г. Концепция человеческого потенциала: исходные соображения // Человек. 1996. № 4. С. 5–17.
  14. Слободчиков В. И. Человеческий потенциал в пространстве антропологии образования // Психология обучения. 2009. № 1. С. 4–24.
  15. Яковлева Н. Г., Шпилевая А. Е., Ильенков Э. В. О человеке, человеческом потенциале и образовании // Философия хозяйства. 2022. № 1 (139). С. 241–252.
  16. Хаджалова Х. М. Непрерывное образование в формировании человеческого потенциала // РППЭ. 2020. № 8 (118). С. 111–118.
  17. Веряскина B. П. Динамика развития человеческого потенциала и приоритеты высшего образования // Высшее образование в России. 2005. № 2. С. 29–37.
  18. Леонидова Г. В. Формирование человеческого потенциала детского населения в системе общего образования // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2019. Т. 12, № 3. С. 172–188.
  19. Human Development Report 2020. URL: https://hdr.undp.org/en/content/human-development-report-2020 (дата обращения: 08.12.2022).
  20. Global Knowledge Index 2020 URL: https://www.undp.org/publications/global-knowledge-index-2020 (дата обращения: 08.12.2022).
  21. IMF: Report for Selected Countries and Subjects: October 2021. URL: https://www.imf.org/en/Publications/WEO/weo-database/2021/October/weo-report (дата обращения: 08.12.2022).
  22. UNESCO Institute for Statistics. URL: http://uis.unesco.org/ (дата обращения: 08.12.2022).
  23. U21 Ranking of Higher Education Systems 2020. URL: https://universitas21.com/agm-2020/u21-rankings (дата обращения: 08.12.2022).
  24. Times Higher Education. Impact Rankings 2022. URL: https://www.timeshighereducation.com/impactrankings (дата обращения: 08.12.2022).
  25. Постановление Правительства РФ от 13 мая 2021 г. № 729 «О мерах по реализации программы стратегического академического лидерства „Приоритет-2030“» URL: https://docs.cntd.ru/document/603609969 (дата обращения: 18.12.2022).
  26. UI GreenMetric World University Ranking – 2022. URL: https://greenmetric.ui.ac.id/rankings/ranking-bycountry-2021/Russia (дата обращения: 18.12.2022).
  27. Вернадский В. И. Несколько слов о ноосфере // Философские мысли натуралиста. М.: Наука, 1988. 519 с.
  28. Асмолов А. Г., Гусельцева М. С. Генерирование возможностей: от человеческого капитала – к человеческому потенциалу // Образовательная политика. 2019. № 4 (80). С. 6–17.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».