Information perception and understanding in children with disabilities: characteristics, problems, and solutions

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article examines the features of perception and understanding of information in children with disabilities. It analyzes the main problems these children face in the process of receiving and processing information and proposes ways to address them. Special attention is given to the integration of pedagogical and speech therapy strategies for more effective development of communication skills and improved text comprehension in students. This approach allows combining teaching methods with corrective techniques, contributing to a more comprehensive and individualized development of speech and cognitive processes. The authors argue that when working with textual material, children with disabilities need to use techniques based not only on active reading methods, such as highlighting key words and phrases, formulating content-related questions, and creating diagrams and tables to structure information, but also on linguistic, non-linguistic, cultural, pragmatic, and inclusive approaches to text adaptation. These approaches help improve cognitive processes related to perception and information processing, as well as enhance the level of communicative and analytical skills in students with learning difficulties. This article presents the results of an empirical study examining the cognitive and perceptual characteristics of text comprehension in preschool and primary school-aged children in educational institutions in Tomsk (Tomsk Oblast, Russian Federation) and Grodno (Republic of Belarus). The experimental study included a comprehensive analysis of the mechanisms of adaptation to text stimuli, with an emphasis on identifying specific deficits due to individual differences in cognitive development and language skills. The authors systematized the identified deficits, classifying them into categories (e.g., phonemic, semantic, and pragmatic impairments), and proposed adaptive techniques for perceiving text information that take into account the specific perceptual processes of the study group.

About the authors

Natalya Anatolyevna Myodova

Tomsk State Pedagogical University

Email: medov@sibmail.com
Tomsk, Russian Federation

Natalya Vladimirovna Kryukovskaya

Yanka Kupala State University of Grodno

Email: n.krukovskaya@grsu.by
Grodno, Belarus

Anna Iosifovna Sergeyeva

Tomsk State Pedagogical University

Email: anniosif@gmail.com
Tomsk, Russian Federation

References

  1. Мансурова С.Е. Информационная реальность: приобретения и потери цифровой трансформации образования // Философия образования. 2025. Т. 25, № 1. С. 5–19. doi: 10.15372/PHE20250101
  2. Выготский Л.C. Мышление и речь // Собрание сочинений: в 6 т. М., 1982. Т. 2. 352 с.
  3. Зимняя И.А. Смысловое восприятие речевого сообщения как сложная перцептивно-мыслительномнемическая деятельность // Смысловое восприятие речевого сообщения. М., 1976. С. 5–33.
  4. Войскунский А.Е., Арестова О.Н., Солодов М.Ю. Психологические особенности чтения электронного текста // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2019. № 4. С. 59–79.
  5. Мёдова Н.А., Дергачёва Е.В., Крюковская Н.В., Бэйлин Ян., Ран Цао. Повышение образовательного потенциала у детей с расстройствами аутистического спектра: преодоление семантико-прагматических нарушений речи // ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики (ΠΡΑΞΗMΑ. Journal of Visual Semiotics). 2025. Вып. 1 (43). С. 93–116. doi: 10.23951/2312-7899-2025-1-93-11
  6. Ширинкина Л.В. Когнитивный компонент восприятия текста // 3-я Российская конференция по экологической психологии: тезисы. М.: Психологический институт РАО, 2003. С. 197–199.
  7. Бондарь Е.Н., Демильханов З.И. Основы дифференцированного подхода в обучении и воспитании // Вестник «Өрлеу-kst». 2017. № 2 (16). С. 15–18.
  8. Хацько И.В. Семантические факторы адекватного восприятия текста: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Тверь, 1999. 23 с.
  9. Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. М.: Наука, 1984. 270 с.
  10. Гончарова Е.Л. Чтение и читательское развитие особого ребенка: от исследований к практике // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2015. № 5. С. 3–9.
  11. Обучение детей с задержкой психического развития в подготовительном классе: пособие для учителя / под ред. В.Ф. Мачихиной, Н.А. Цыпиной. 2-е изд., доп.. М.: Просвещение, 1992. 160 с.
  12. Шулекина Ю.А. Выявление и коррекция нарушений смыслового восприятия речевого высказывания у младших школьников с общим недоразвитием речи: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2008. 27 с.
  13. Ивлева М.Г. Логопедическая работа по развитию смыслового чтения у учащихся с задержкой психического развития: автореф. дис. ... канд. пед. нук. СПб., 2013. 23 с.
  14. Кодекс Республики Беларусь об образовании: по состоянию на 1 сент. 2022 г. Минск: Национальный центр правовой информации, 2022. 512 с.
  15. Бабкина Н.В., Вильшанская А.Д. Общая характеристика и особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР на уровне основного общего образования // Дефектология. 2020. № 5. С. 11–21.
  16. Мёдова Н.А. Выявление маркеров безопасного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2023. Вып. 5 (51). С. 130–136. doi: 10.23951/2307-6127-2023-5-130-136
  17. Слепович Е.С., Поляков А.М. Работа с детьми с интеллектуальной недостаточностью. Практика специальной психологии. СПб.: Речь, 2008. 247 с.
  18. Гостар А.А. Особенности использования знаково-символических средств дошкольниками с задержкой психического развития: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2008. 25 с.
  19. Коновалова Е.Ю. Современные подходы по формированию умений чтения, фиксации и воспроизведения учебной информации // Вектор науки Тольяттинского государственного университета, 2010. № 3. С. 67–71.
  20. Исследования чтения и грамотности в Психологическом институте за 100 лет: хрестоматия. М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2013. 432 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».