Потенциал симуляционных и игровых технологий в обучении основам безопасности и защиты Родины

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена анализу проблем и перспектив внедрения симуляционных и игровых технологий в обучение по учебному предмету «Основы безопасности и защиты Родины» (ОБЗР) в условиях дефицита ресурсов. Актуальность исследования обусловлена необходимостью повышения качества подготовки обучающихся к действиям в экстремальных ситуациях, формирования у них устойчивых практических навыков, а также стимулирования интереса к прохождению военной службы и развитию военно-патриотического воспитания. Целью работы стало выявление проблемных зон и барьеров, ограничивающих использование симуляционных и игровых методов, а также определение педагогических условий, способствующих их эффективной интеграции в образовательный процесс. В качестве эмпирической базы использованы результаты анкетного опроса 19 педагогов, преподающих ОБЗР. Применены методы дескриптивной статистики и контент-анализа. Анализ данных показал, что традиционные методы (лекции, беседы) преобладают в практике обучения, в то время как ролевые игры, квесты и виртуальные симуляции применяются значительно реже из-за нехватки материально-технической базы и методических ресурсов. Ключевыми проблемами названы дефицит оборудования, низкая мотивация обучающихся и отсутствие современных методических рекомендаций. Несмотря на регулярное проведение дополнительных военно-патриотических мероприятий, незначительное количество учащихся демонстрируют устойчивый интерес к военной службе, что свидетельствует о необходимости пересмотра содержания и форм учебного процесса. Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении роли симуляционных и игровых технологий как комплексного дидактического механизма, объединяющего когнитивный, практический и мотивационный компоненты обучения. Результаты работы соотносятся с концепцией опытного обучения Д. Колба, подтверждая необходимость сочетания теории и активного экспериментирования для формирования устойчивых навыков. Практическая значимость исследования определяется возможностью применения полученных выводов при разработке программ модернизации курса ОБЗР, обновлении методических материалов и повышении квалификации педагогов. В частности, обоснована необходимость оснащения образовательных организаций специализированными тренажерами, виртуальными симуляторами и средствами индивидуальной защиты, а также развития партнерства с военными и спасательными структурами. Реализация данных рекомендаций позволит повысить эффективность обучения ОБЗР, преодолеть дисбаланс между теорией и практикой и сформировать у обучающихся готовность к действиям в условиях риска, обеспечивая тем самым высокий уровень личной и коллективной безопасности.

Об авторах

Елена Станиславовна Синогина

Томский государственный педагогический университет

Email: sinogina2004@mail.ru
кандидат педагогических наук, доцент Томск, Россия

Софья Анатольевна Ломовская

Томский государственный педагогический университет

Email: xxx_sofi_xxx@mail.ru
преподаватель Томск, Россия

Татьяна Владимировна Пешкичева

Томский государственный педагогический университет

Email: peshkicheva.tanya@mail.ru
студент Томск, Россия

Список литературы

  1. Feng Z., González V.A., Amor R. Immersive Virtual Reality Serious Games for Evacuation Training and Research // Computers & Education. 2018. № 127. P. 252–266. doi: 10.1016/j.compedu.2018.09.002
  2. Alharbi A., Nurfianti A., Mullen R.F. The effectiveness of simulation-based learning (SBL) on students’ knowledge and skills in nursing programs: a systematic review. BMC Med Educ. 2024. № 1099. doi: 10.1186/s12909-024-06080-z
  3. Спицын П.А., Бавула А.А. Новый уровень обучения: перспективные формы обучения курсантов с использованием средств виртуальной реальности // Вестник военного образования. 2021. № 4 (31). С. 99–104.
  4. Zaplatynskyi V., Uriadnikova I., Lebedev V., Piwowarski J. Application of Simulation Technologies for Formation of Safety Related Competences // Kultura Bezpieczeństwa. Nauka – Praktyka – Refleksje. 2021. № 40. P. 263-279. doi: 10.5604/01.3001.0015.6983
  5. Ваганова О.И., Хохленкова Л.А., Воронина И.Р., Гущин А.В. Возможности симуляционных технологий в профессиональном образовании // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9, № 3 (32). С. 56–60. doi: 10.26140/anip-2020-0903-0010.
  6. Вяльцев А.В. Роль симуляционных технологий в образовательном процессе по обеспечению технологической безопасности на производстве // Вестник педагогических наук. 2024. № 8. С. 33–39. doi: 10.62257/2687-1661-2024-8-33-39
  7. Deterding S., Dixon D., Khaled R., Nacke L. From game design elements to gamefulness: defining gamification // Proceedings of the 15th International Academic MindTrek Conference: Envisioning Future Media Environments. 2011. P. 9–15. doi: 10.1145/2181037.2181040
  8. Литвинова А.В., Березина Т.Н., Кокурин А.В., Екимова В.И. Психологическая безопасность обучающихся во взаимодействии с виртуальной реальностью // Современная зарубежная психология. 2022. Т. 11, № 3. С. 94–104. doi: 10.17759/jmfp.2022110309
  9. Фоминых М.В. Инновационные технологии в педагогике: игровое моделирование // Гуманитарные и социальные науки. 2009. № 5. С. 70–76.
  10. Методика разработки и проведения активных и интерактивных видов обучения по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»: организационно-методические рекомендации по разработке и проведению ситуационных заданий, кейс-методов / С.И. Буслаев, П.П. Годлевский, Ю.Н. Косенок, Л.Н. Романченко. М.: КноРус, 2023. 146 с.
  11. Kolb D.A. Experiential Learning: Experience as the Source of Learning and Development. Ed. 2. Pearson Education, 2015. 23 p.
  12. Алексеев С.В. Защита Родины как междисциплинарная проблема в науке и школьной практике: результаты социально-педагогического исследования // Самарский научный вестник. 2024. Т. 13, № 2. C. 156–165. doi: 10.55355/snv2024132301
  13. Костенко М.А. Учебные предметы «Основы безопасности и защиты Родины», «Труд (технология)» в системе средств укрепления технологического суверенитета страны // Человек и образование. 2024. № 2 (79). С. 9–14. doi: 10.54884/1815-7041-2024-79-2-9-14
  14. Bojor L. Game-Based Learning in Modern Military Education: Digital Wargaming as a Tool for Tactical Training // International conference Knowledge-based Organization. 2024. Vol. 30, № 2. P. 107–113. doi: 10.2478/kbo2024-0060
  15. Асеев С.Ю., Качусов Д.А. Оценка эффективности программ патриотического воспитания старшими школьниками регионов Сибирского федерального округа // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2021. Т. 23, № 1. С. 97–106. doi: 10.22363/2313-1438-2021-23-1-97-106
  16. Howe N., Strauss W. The Millennials Rising: The Next Great Generation. Vintage, 2000. 432 p.
  17. Tong L.K., Li Y.Y., Au M.L. The effects of simulation-based education on undergraduate nursing students’ competences: a multicenter randomized controlled trial // BMC Nurs. 2024. № 23 (1). Р. 400. doi: 10.1186/s12912-024-02069-7
  18. Широколобова А.Г. Геймификация в условиях цифровой трансформации образования // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2022. Т. 19, № 1. С. 5–20. doi: 10.17673/vsgtu-pps.2022.1.1
  19. Агеева Е.Л., Шабунин Ю.И. Использование игровой технологии при освоении обучающимися правил безопасного поведения в природной среде // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 12 (68). С. 1091–1096.
  20. Сугак В.А., Мережников Д.А., Сафиуллина Л.Х., Алексеева А.А. Повышение грамотности общества в области информационной безопасности с использованием элементов геймификации // Прикаспийский журнал: управление и высокие технологии. 2024. № 1 (65). С. 45–53. doi: 10.54398/20741707_2024_1_45

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».