Methodological and technological aspects of training productive listening for subjects of educational and upbringing processes

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Ensuring the quality of preparation for life in a modern dynamic society necessarily involves improving the psychological culture of subjects of training and education. The effective nature of psychological culture is ensured by the formation of flexible communication skills with a wide scope of appli cability and a general focus on humanization of relations at different levels. Of particular importance is the development of listening skills. Analysis of the results of social and psychological research, the experience of psychological and pedagogical practice, literary works showed that listening can serve as a tool for: forming productive communicative contact; improving the quality and ergonomics of information exchange; optimizing emotional tone and; demonstrating the therapeutic effects of communication; managing the significance of the content of communication; facilitating the influence of communication on personality development. In accordance with this, a training module has been developed with a target focus on developing productive listening based on the appropriate implementation of the functional potential of listening. The applied usefulness of the training is determined by solving the problems of mastering the basic technological aspects of listening, realizing its instrumental and target variability, multiaspect possibilities in optimizing the activities of subjects of educational and educational processes.

About the authors

Natalya Vladimirovna Lukyanchenko

Siberian Federal University

Email: Luk.nv@mail.ru
Krasnoyarsk, Russian Federation

References

  1. Лукьянченко Н.В. Возможности прикладной социальной психологии в оптимизации работы служб сопровождения (на примере взаимодействия с родителями детей, имеющих особенности развития) // Социальная психология и общество. 2015. Т. 6, № 2. С. 117–131. URL: https://psyjournals.ru/journals/sps/archive/2015_n2/76611 (дата обращения: 20.02.2025).
  2. Шамионов Р.М. Теоретические и прикладные аспекты социальной психологии личности в образовании // Психологическая наука и образование. 2007. Т. 12, № 4. С. 61–68. URL: https://psyjournals.ru/journals/pse/archive/2007_n4/Shamionov (дата обращения: 20.02.2025).
  3. Шингаев С.М., Худяков А.И., Пашкин С.Б. Hard skills и soft skills в структуре профессионально важных качеств представителей социономических профессий // Психология человека в образовании. 2022. Т. 4, № 4. С. 501–508. doi: 10.33910/2686-9527-2022-4-4-501-508
  4. Атватер И. Я Вас слушаю. Советы руководителю, как правильно слушать собеседника: пер с англ. М.: Книга по требованию, 2013. 110 с.
  5. Кричевский Р.Л. Если Вы – руководитель… Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. М.: Дело, 1993. 352 с.
  6. Gordon T. PET: Parent Effectiveness Training. N.Y.: New American Library, 1975. 334 p.
  7. Шеклтон В. Психология лидерства в бизнесе. СПб.: Питер, 2003. 222 с.
  8. Помяловский Н.Г. Мещанское счастье. М.: Директ-Медиа. 100 с.
  9. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 2009. 672 с.
  10. Сидоренко Е.В. Терапия и тренинг по Альфреду Адлеру. СПб.: Речь, 2000. 352 с.
  11. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник. М.: Аспект Пресс, 2017. 363 с.
  12. Бронсон П., Мерримен Э. Мифы воспитания. Наука против интуиции: пер. с англ. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. 240 с.
  13. Argyle M., Furnham Ad., Graham J. Social situations. Cambridge University Press, 1981. 453 p. doi: 10.1017/CBO9780511558283
  14. Снайдер М., Снайдер Р., Снайдер-мл. Р. Ребенок как личность: становление культуры справедливости и воспитание совести. М.: Смысл; СПб.: Гармония, 1994. 237 с.
  15. Егорова М.А., Заречная А.А. Позитивные стратегии психологической поддержки субъективного благополучия школьников // Современная зарубежная психология. 2022. Т. 11, № 3. С. 38–47. doi: 10.17759/jmfp.2022110304
  16. Беркли-Ален М. Забытое искусство слушать: пер. с англ. СПб.: Питер Пресс, 1997. 256 с.
  17. Сидоренко Е.В. Технологии создания тренинга. От замысла к результату. СПб.: Речь, 2007. 336 с.
  18. Билалов О.Н. Тренинг как средство формирования у курсантов военных вузов эффективных стратегий поведения в конфликтных ситуациях // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2022. Вып. 1 (41). С. 84–91. doi: 10.23951/2307-6127-2022-1-84-91
  19. Гордашникова О.Ю. Траектории профессионального развития руководителей общеобразовательных организаций // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2022. Вып. 5 (45). С. 128–135. doi: 10.23951/2307-6127-2022-5-128-135
  20. Битянова М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей: учеб. пособие. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. 576 с.
  21. Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Воспитание: наука хороших привычек. М.: Глобус, 1996. 368 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».