Suprasituatedness of professional pedagogical thinking as a cognitive resource

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article examines the necessity of restructuring of the processes of comprehension of pedagogical activity taking into account development of unified educational environment on the territory of Russia, some substantial changes in the content of general education and strengthening of the role of educational processes. The variant of realization of system-genetic approach (V.D. Shadrikov), that allows getting closer to overcoming difficulties in studying professional pedagogical thinking related to differences in the interpretations, polysemy and ambiguity of the criteria and characteristics that describe it, is presented in the article. The comparison of the characteristics of pedagogical thinking that reflect its functional and resource capabilities have been made on the basis of the model of psychological system of activity. The author provides new positioning of the fundamental characteristic of professional thinking – suprasituatedness, that can be a cognitive resource, integral attribute, implemented in different ways at various levels of structural organization of thinking and explicating changeable components of psychological system of activity on the basis of the analysis of the researches implemented in the frame of the concept of suprasituatedness (M.M. Kashapov). Generalization of the data of the multi-year research of professional pedagogical thinking is presented. The author demonstrates the differences between suprasituatedness of thinking and suprasituational thinking, identifies their fundamental characteristics and determines the resource possibilities and limitations. The results obtained can be used for achieving quality indicators of educational activity and for organizing psychological support of the process of continuous professional additional education.

About the authors

Irina Vladimirovna Serafimovich

P.G. Demidov Yaroslavl State University

Email: iserafimovich@yandex.ru
Yaroslavl, Russian Federation

References

  1. Шадриков В.Д., Макарова К.В. Психология и педагогика субъективной реальности: мысль, понимание мысли, научение. М.: Когито-Центр. 2024. 202 с.
  2. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. 226 с.
  3. Шадриков В.Д. Системогенез ментальных качеств человека. М.: Институт психологии РАН, 2022. 287 с.
  4. Васильева О.Ю., Басюк В.С., Казакова Е.И. Традиционные ценности современного российского педагогического образования // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2022. № 4. С. 4–17.
  5. Мазилов В.А. Исследование педагогических способностей и стратегии формирования педагогической одаренности // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 4 (115). С. 96–106.
  6. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2008. 368 с.
  7. Кашапов М.М., Пошехонова Ю.В. Роль метапознания в профессиональном педагогическом мышлении // Психологический журнал. 2017. Т. 38, № 3. С. 57–65.
  8. Жук О.Л., Сиренко С.Н. Задачный подход в подготовке будущих педагогов в условиях университетского образования // Вестник Белорусского государственного педагогического университета. Серия 1: Педагогика. Психология. Филология. 2023. № 3 (117). С. 6–13.
  9. Кашапов М.М., Филатова Ю.С., Кашапов А.С. Событийно-когнитивные компоненты профессионализации субъекта. Ярославль: Индиго, 2018. 392 с.
  10. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М.: АН СССР, 1958. 145 с.
  11. Орлов А.А. Ценности и смыслы современного отечественного педагогического образования // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2020. № 1. С. 3–20.
  12. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся. М.: Педагогика, 1971. 112 с.
  13. Митина Л.М. Учитель будущего: ресурсно-прогностическая детерминация личностно-профессионального развития // Мир психологии. 2023. № 2 (113). С. 9–21.
  14. Гоноболин Ф.Н. Психология: учеб. пособие для учащихся пед. училищ. М.: Просвещение, 1973. 240 с.
  15. Вилькеев Д.В. Формирование педагогического мышления у студентов: учеб. пособие. Казань: КГПУ, 1992. 108 с.
  16. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высшая школа, 1990. 119 с.
  17. Осипова Е.К. Структура педагогического мышления учителя // Вопросы психологии. 1987. № 5. С. 144–146.
  18. Гильмашина С.И., Вилькеев Д.В. Профессиональное мышление учителя: научно-педагогический аспект // Психологическая наука и образование. 2004. Т. 9, № 2. С. 67–75.
  19. Карпов А.В., Карпов А.А., Чемякина А.В. Специфика структурной организации метакогнитивных компонентов рефлексивности // Российский психологический журнал. 2022. Т. 19, № 1. С. 127–142.
  20. Гильманов С.А. Профессиональная специфика понятийного мышления // Образование и наука. 2017. Т. 19, № 9. С. 32–51.
  21. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. 312 с.
  22. Кашапов М.М., Серафимович И.В. Психология ресурсности мышления. Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2024. 164 c.
  23. Клейберг Ю.А., Козлов В.В. Стратегирование актуального ресурса молодежи. М.: Титул; Тверь: Академия национального образования и науки, 2024. 186 с.
  24. Кашапов М.М., Башкин М.В. Психология конфликтной компетентности: учеб. пособие для вузов. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт. 2024. 124 с.
  25. Поваренков Ю.П. Системогенетический подход к определению и классификации опыта профессионала // Ярославский педагогический вестник. 2023. № 1 (130). С. 144–157.
  26. Знаков В.В. Психология возможного: новое направление исследований понимания. М.: Институт психологии РАН, 2022. 365 с.
  27. Экологичность поведения: человек и окружающая среда / Е.С. Александрова, Э.В. Лидская, О.Г. Лопухова и др.; отв. ред. Ю.П. Зинченко, В.И. Панов. М.: ФНЦ ПМИ, 2023. 147 с.
  28. Серафимович И.В., Беляева О.А. Профессионализация мышления и психолого-педагогическая подготовка педагогов к работе с личностными результатами обучающихся средствами воркшопа // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2019. № 2. С. 114–117.
  29. Серафимович И.В., Беляева О.А. Ценностные ориентации различных групп участников образовательных отношений: социально-психологический аспект // Интеграция образования. 2019. Т. 23, № 2 (95). С. 232–246.
  30. Орел В.Е. Синдром «психического выгорания» и стилевые особенности поведения и деятельности профессионала // Сибирский психологический журнал. 2006. № 23. С. 33–39.
  31. Кашапов М.М., Боярова Е.С. Творческое мышление как креативный компонент конфликтной компетентности в условиях межэтнических конфликтов // Известия Иркутского государственного университета. 2024. Т. 50. С. 3–20.
  32. Володина А.С., Дудичева Е.А., Кашапов М.М. Феномен псевдоакме в контексте межличностных отношений // Человеческий фактор: Социальный психолог. 2025. № 1 (53). С. 55–65.
  33. Серафимович И.В., Харисова И.Г., Пополитова О.В., Шляхтина Н.В. Ресурсы наставничества в процессе сопровождения профессионального развития педагога // Образовательная панорама. 2023. № 2 (20). С. 34–46.
  34. Образовательная Со-Бытийность / О.В. Тихомирова, Н.В. Бородкина, Е.В. Коточигова, Я.С. Соловьев. Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2020. 166 с.
  35. Кашапов М.М., Огородова Т.В. Профессиональное становление педагога. Психолого-акмеологические основы: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2018. 183 с.
  36. Карпов А.В., Карпова Е.В., Маркова Е.В. Локус контроля как фактор метакогнитивной сферы личности и его специфика в образовательной деятельности // Перспективы науки и образования. 2022. № 3 (57). С. 402–421.
  37. Кандыбович С.Л., Разина Т.В., Семчук И.В. Формирование и прогноз развития профессионально важных качеств в период первичной профессионализации // Ярославский педагогический вестник. 2024. № 2 (137). С. 181–192.
  38. Теплов Б.М. Ум полководца (опыт психологического исследования мышления полководца по военно-историческим материалам) // Избранные труды: в 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1985. С. 223–305.
  39. История и психология / под ред. Б.Ф. Поршнева, Л.И. Анциферовой. М.: Наука. 1971. 383 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».