The relationship of psychological crisis experiences with a time perspective and attitudes towards time during early adulthood

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The relevance of the work is related to the search for psychological factors that cause a person to experience a psychological crisis. The purpose of the empirical study is to identify the distinctive features of the relationship between psychological crisis, the time perspective of personality and attitudes towards time in young men and women. The sample consisted of boys and girls aged 18 to 26 years, belonging, according to E. Erickson, to the period of early adulthood. The following methods were used: S.V. Dukhnovsky’s methodology “Experiencing a psychological crisis”; F. Zimbardo’s “Time Perspective Questionnaire”; J. Nuetten’s “Time Attitudes Scale”. The study revealed a positive correlation between destructive experiences of psychological crisis and rejection of one’s own past and fatalistic perception of the present in both groups. The differences are revealed in the interrelation of psychological crisis experiences in relation to the present and the future. In women, psychological stability positively correlates with a hedonistic present, in men it correlates with a positive attitude and perception of the past, with dissatisfaction with the present and orientation towards the future. The results of the study can serve as a basis for developing a psychologist’s work strategy with young people in a state of psychological crisis. It is important to overcome negative cognitive attitudes towards the past, psychological support for self-realization in the present.

About the authors

Tatyana Dmitriyevna Dubovitskaya

Sochi State University

Email: tatdm@mail.ru
Sochi, Russian Federation

Viktoriya Dmitriyevna Edigareva

Sochi State University

Email: edigarevav@mail.ru
Sochi, Russian Federation

References

  1. Выготский Л.С. Проблема возраста. Собр. соч.: в 6 т. Т. 4. М.: Педагогика, 1984. 335 с.
  2. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971. № 4. С. 39–51.
  3. Эриксон Э.Г. Детство и общество. СПб.: Летний сад, 2000. 416 с.
  4. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Кризисы профессионального становления личности // Психологический журнал. 1997. № 6, т. 18. С. 35–44.
  5. Калашникова О.В. Кризисы профессионального развития в условиях профессиональной подготовки // Universum: Психология и образование: электрон. научн. журн. 2017. № 11 (41). URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/5206 (дата обращения: 14.01.2025).
  6. Сухов А.Н. Социальный кризис: теоретико-практический аспект // Социальная политика и социальное партнерство. 2019. № 7. С. 10–16. URL: https://panor.ru/articles/sotsialnyy-krizis-teoretiko-prakticheskiy-aspekt/8226.html# (дата обращения: 14.01.2025).
  7. Чекменёва Т.Г. Кризисы в общественном развитии: теоретический аспект // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2010. Т. 6, № 12. С. 103–106. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/krizisy-v-obschestvennom-razvitii-teoreticheskiy-aspekt (дата обращения: 14.01.2025).
  8. Пантелеева В.В., Арбузенко О.И. Психология кризисных состояний личности: учеб. пособие. Тольятти: Изд-во ТГУ, 2011. 194 с.
  9. Деревянко Ю.П. Особенности переживания времени в студенческом возрасте // Научные ведомости. 2010. Вып. 7. № 18 (89). С. 311–316.
  10. Духновский С.В. Переживание психологического кризиса и ситуационные реакции личности // Вестник Курганского государственного университета. 2014. № 1. С. 78–81. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perezhivanie-psihologicheskogo-krizisa-i-situatsionnye-reaktsii-lichnosti (дата обращения: 14.01.2025).
  11. Духновский С.В. Психодиагностическая методика «Переживание кризиса личностью (ППК)»: описание и возможности использования // Вестник Курганского государственного университета. 2018. № 1 (48). С. 30–35. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihodiagnosticheskaya-metodika-perezhivanie-krizisa-lichnostyu-ppk-opisanie-i-vozmozhnosti-ispolzovaniya (дата обращения: 14.01.2025).
  12. Духновский С.В., Рахманский В.Л., Речкалова О.Л. Особенности социально-психологической системы интегральной индивидуальности педагога, переживающего кризис // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2015. № 6. С. 80–87. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-sotsialno-psihologicheskoy-sistemy-integralnoy-individualnosti-pedagoga-perezhivayuschego-krizis (дата обращения: 14.01.2025).
  13. Миллер Л.В. Психологическая помощь в кризисных ситуациях: границы профессиональной компетенции специалистов системы образования // Психологическая наука и образование. 2013. № 1. С. 1–16. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2013_n1/59144 (дата обращения: 14.01.2025).
  14. Ромек В.Г., Конторович В.А., Крукович Е.И. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. СПб.: Речь, 2004. 256 с.
  15. Курусь И.А. Взаимосвязь кризисов, кризисных переживаний и копинг-стратегий у студентов 1-го курса // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 2. С. 98–104. URL: https://repo.nspu.ru/bitstream/nspu/894/1/sibirskiy-pedagogicheskiy-zhurna.pdf (дата обращения: 14.01.2025).
  16. Сергеева Т. Б., Ильченко И.А. Взаимосвязь рефлексии и кризисных переживаний у педагогов дошкольной образовательной организации с разным стажем работы // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2019. Т. 25, № 1 (183). С. 152–159. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37105178 (дата обращения: 14.01.2025).
  17. Мамедова Ж.С. Взаимосвязь ценностных ориентаций и временной перспективы личности (на примере делинквентных подростков): автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2007, 26 с. URL: https://iri.hse.ru/data/296/206/1239/avt_Mamedova.pdf (дата обращения: 14.01.2025).
  18. Ефремкина И.Н. Особенности временно̀й перспективы у лиц студенческого возраста с разным уровнем психологического благополучия в условиях социальной нестабильности // Человеческий капитал. 2023. № 7 (175). С. 221–227. doi: 10.25629/HC.2023.07.26. URL: https://humancapital.su/wp-content/uploads/2023/07/202307_p221-228.pdf (дата обращения: 14.01.2025).
  19. Мартьянова Г.Ю. Исследование связи временной перспективы и саморегуляции в трудной жизненной ситуации // Психолог. 2020. № 1. С. 34–43. doi: 10.25136/2409-8701.2020.1.32180. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=32180 (дата обращения: 14.01.2025).
  20. Кузнецова О.В., Петрушова И.В. Взаимосвязь механизмов психологической защиты и временной перспективы в период средней взрослости // Психолого-педагогические исследования. 2018. Т. 10, № 1. С. 20–31. doi: 10.17759/psyedu.2018100103. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32830422 (дата обращения: 14.01.2025).
  21. Кузнецова Ю.С. Исследование психологических особенностей отношения юношей и девушек к жизненному пути и времени // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 74–2. С. 160–165. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-psihologicheskih-osobennostey-otnosheniya-yunoshey-i-devushek-k-zhiznennomu-puti-i-vremeni (дата обращения: 14.01.2025).
  22. Шилова Н.П. Гендерные особенности формирования временной перспективы будущего в юношеском возрасте // Психолог. 2019. № 5. doi: 10.25136/2409-8701.2019.5.31066. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gendernye-osobennosti-formirovaniya-vremennoy-perspektivy-buduschego-v-yunosheskom-vozraste (дата обращения: 14.01.2025).
  23. Мелёхин А.И., Киреева З.А. Специфика когнитивных репрезентаций времени в пожилом и старческом возрасте // Клиническая и специальная психология. 2016. Т. 5, № 3. С. 95–115. doi: 10.17759/psyclin.2016050307
  24. Муздыбаев К. Переживание времени в момент кризиса // Психологический журнал. 2000. Т. 21, № 4. С. 5–21.
  25. Чеврениди А.А. Исследование взаимосвязи уровня академической прокрастинации с особенностями личностной организации времени у студентов вуза // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2016. № 4 (27). С. 48–52. doi: 10.18323/2221-5662-2016-4-48-52
  26. Трушина И.А., Честюнина Ю.В., Забелина Е.В., Телицына А.Ю. Адаптация методики «Шкала аттитюдов ко времени» Ж. Нюттена для диагностики отношения ко времени у японских студентов // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2021. № 1. С. 107–116. doi: 10.18384/2310-7235-2021-1-107-116. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/adaptatsiya-metodiki-shkala-attityudov-ko-vremeni-zh-nyutenna-dlya-diagnostiki-otnosheniya-ko-vremeni-u-yaponskih-studentov (дата обращения: 14.01.2025).
  27. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего. М.: Смысл. 2004. 608 с.
  28. Сырцова А., Соколова Е.Т., Митина О.В. Адаптация опросника временной перспективы личности Ф. Зимбардо // Психологический журнал, 2008. Т. 29, № 3. С. 101–109. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=10120891 (дата обращения: 14.01.2025).
  29. Zimbardo P.G., Boyd J.N. Putting time in perspective: A valid, reliable individualdifferences metric // Journal of Personality and Social Psychology. 1999. Vol. 77, № 6. P. 1271–1288. URL: https://www.researchgate.net/publication/232460587_Putting_Time_in_Perspective_A_Valid_Reliable_Individual-Differences_Metric (дата обращения: 14.01.2025).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».