Theoretical aspects of formation of patriotic feelings in students of secondary vocational educational institutions with the help of fiction literature

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The relevance of the study of formation of patriotic feelings in students of secondary vocational educational institutions through fiction is conditioned by a number of important socio-pedagogical factors and modern challenges. In the conditions of globalization and information society, the issue of preserving the national identity and patriotic consciousness of the young generation is particularly acute. Modern students of secondary vocational education are in that age period when the worldview is actively formed, the formation of civic position and values is taking place. It is in this period it is extremely important to create a solid foundation of patriotic education. Art literature is a unique tool of patriotic education, because through artistic images, emotional impact and deep understanding of historical events, not just knowledge about the motherland, but true love for it is formed. In the modern educational process there is an insufficient use of the potential of fiction in patriotic education, which makes this study particularly significant. The article presents a comprehensive study of the theoretical foundations of the formation of patriotic feelings in students of secondary vocational educational institutions through fiction. On the basis of analyzing the psychological characteristics of vocational education students, the specifics of their age and socio-psychological development, the pedagogical model of patriotic feelings development taking into account the professional orientation of training is developed and theoretically substantiated. Specific methodological approaches and practical recommendations for the integration of fiction into the educational process of vocational education and training. The results of diagnostics of the level of patriotic feelings formation among vocational education and training students are presented, and the criteria for the effectiveness of educational work in this direction are substantiated.

About the authors

Faride Ildarovna Zakharina

Kuzbass Regional Institute for the Development of Vocational Education named after A.M. Tuleyev

Email: fzakharina@yandex.ru
Kemerovo, Russian Federation

References

  1. Муравьева Е.И. Роль литературы в патриотическом воспитании молодежи // Современное педагогическое образование. 2020. № 3. С. 189–192. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42670001 (дата обращения: 23.11.2024).
  2. Мухина З.З. Патриотическое воспитание молодежи в современной России: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 50-летию организации поискового движения на Белгородчине. Старый Оскол: СТИ НИТУ «МИСиС», 2019. 289 с.
  3. Стрижакова В.Е. Патриотизм в системе ценностей современных студентов // Молодой ученый. 2024. № 36 (535). С. 237–240.
  4. Зубок Ю.А., Селиверстова Н.А. Смысловые компоненты образа будущего страны в представлениях молодежи // Наука. Культура. Общество. 2022. Т. 28, № 4. С. 56–74.
  5. Ситаров В.А. Ценностные трансформации современной студенческой молодежи // Знание, понимание, умение. 2017. № 2. С. 202–210.
  6. Фесенко О.П. Патриотизм в языковом сознании современных студентов. Язык. Сознание. Коммуникация: методологи. М.: Канцлер, 2024. С. 297–298.
  7. Ишкиняева Л.К. Патриотическое воспитание через литературу // Вестник Ульяновского государственного университета. 2020. С. 264–270.
  8. Захарчук Т.В., Фролова Ю.А. Патриотическое воспитание в общедоступной библиотеке: учебно-практическое пособие. СПб.: Профессия, 2017. 174 с.
  9. Алешина Е.А. Творчество как средство патриотического воспитания молодежи // Инновационные научные исследования. 2021. № 10–2 (12). С. 83–89.
  10. Пугачев С.В. Роль историко-литературного краеведения в патриотическом воспитании молодежи // International Scientific Review. 2019. № 5. С. 78–80.
  11. Маслова Т.А., Курденкова А.А. Воспитание патриотизма в процессе ознакомления с произведениями художественной литературы // Тенденции развития науки и образования. 2023. № 103-1. С. 131–134.
  12. Купрук О.П. Социальные практики как инструмент формирования патриотизма у студентов высших учебных заведений. М.: А-Приор, 2024. С. 44–49.
  13. Лаухина С.С. К вопросу о формах и методах воспитания гражданственности // Педагогика и психология образования. 2018. № 2. С. 22–29.
  14. Каравайская О.С., Михайлова А.И. Патриотическое воспитание в вузе: формирование духовной культуры студентов в процессе освоения литературоведческих дисциплин // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2023. № 3 (40). С. 165–170.
  15. Фесенко О.П., Черников А.Е. Лингводидактический потенциал годонимики в воспитании патриотизма студентов. Образ Родины: содержание, формирование, актуализация: материалы VIII Международной научной конференции, Москва, 19–20 апреля 2024 г. М.: Московский художественно-промышленный институт, 2024. С. 320–323.
  16. Шитова А.А. Волонтерство в развитии патриотизма у студентов творческого вуза. Казань: Казанский государственный институт культуры, 2024. С. 301–304.
  17. Бузыкина Ю.С. Психологические характеристики и представление о патриотизме у молодежи // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. № 4. URL: https://mir-nauki.com/PDF/22PSMN419.pdf (дата обращения: 23.11.2024).
  18. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации: [утв. протоколом № 2 (12)-П4 от 21 мая 2003 г.] // Региональный центр патриотического воспитания. URL: https://www.%D1%80%D1%86%D0%BF%D0%B2.%D1%80%D1%84/wp-content/uploads/2014/07/Kontseptsiya-patrioticheskogo-vospitaniyagrazhdan-Rossijskoj-Federatsii.pdf (дата обращения: 23.11.2024).
  19. Ксенофонтов В.В. Культура русского мира – слагаемое духовного фактора победы в Великой Отечественной войне (социально-философский анализ) // Социально-политические науки. 2020. Т. 10, № 2. С. 169–173.
  20. Стратегия развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года. URL: https://vmo.rgub.ru/files/project-937-2.pdf (дата обращения: 23.11.2024).
  21. Казаченко Н.А. Формирование патриотического чувства к малой родине у студентов художественных направлений // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 79-2. С. 97–99.
  22. Казаева Е.А., Чхетиани Н.С., Пономарева Л.И. Патриотизм как инструмент формирования гражданской идентичности: анализ представлений студентов // Мир науки. Педагогика и психология. 2023. Т. 11, № 2.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».