Metacognitive biases in the educational experience of graduate students

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The issue of manifestation of metacognitive distortions in educational experience of postgraduate students is considered. The Dunning–Kruger effect is considered as the main distortion, which occurs when individuals underestimate or overestimate their own abilities. An empirical study was conducted demonstrating the influence of the Dunning–Kruger effect on full-time postgraduate students of the Moscow Psychological and Social University. The study revealed that metacognitive distortions can affect the learning process and professional development; the decision to defend a dissertation may depend on overcoming crisis situations. First-year postgraduate students exaggerate their competence, incorrectly assess their knowledge and abilities. Second-year postgraduate students face a crisis of motivation, the percentage of academic leaves and expulsions increases. Third-year postgraduate students gradually normalize their emotional and psychological state and successfully defend dissertations or remain at the same level and defend them after a significant break. The study may be useful for methodologists, representatives of the teaching staff, and university administration, as it helps to consider the individual characteristics of postgraduate students as young specialists and to design training programs in such a way as to consider their needs and interests.

About the authors

Kirill Alekseyevich Bogatyrev

Moscow Psychological and Social University

Email: kirill.bogatirev2011@yandex.ru
Moscow, Russian Federation

References

  1. Понявина М.Б. Историко-политологический анализ советского опыта государственной политики в сфере образования // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2017. Т. 7, № 4 (28). С. 69–76.
  2. Одегов Ю.Г., Гретченко Ю.Г. Болонизация образования – идти ли модернизации по этому пути дальше? // Уровень жизни населения регионов России. 2023. Т. 19, № 1. С. 61–69. doi: 10.52180/1999–9836_2023_19_1_5_61_69
  3. Воронин Д.М., Воронина Е.Г., Чайченко М.В. Факторы, влияющие на качество образовательного процесса // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 73–1. С. 101–104.
  4. Бутко Г.П., Ляпунова А.Д. Создание конкурентоспособной образовательной системы России на основе инновационного развития // Региональная экономика: теория и практика. 2010. № 27. С. 12–16.
  5. Нарбут Н.П., Алешковский И.А., Гаспаришвили А.Т. Вовлеченность студентов в научную работу в период обучения в вузе: социологический анализ // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2023. Т. 23, № 2. С. 256–271. doi: 10.22363/2313–2272-2023-23-2-256-271
  6. Богатырев К.А. Изучение влияния эффекта Даннинга – Крюгера на аспирантов высших учебных заведений // Интеграция психолого-педагогических наук и актуальных образовательных практик – 2024: сб. материалов междунар. очной науч.-практ. конф., Оренбург, 25 апреля 2024 года. Оренбург: Агентство Пресса, 2024. С. 46–49.
  7. Богатырев К.А. Психологические особенности выбора абитуриентами дистанционных программ обучения в высших учебных заведениях России // Актуальные проблемы психологического знания. 2024. № 1 (66). С. 230–244.
  8. Терентьев Е.А., Бекова С.К., Малошонок Н.Г. Кризис российской аспирантуры: источники проблем и возможности их преодоления // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22, № 5 (117). С. 54–66.
  9. Матушанский Г.У., Завада Г.В., Матушанская Ю.Г. Барьеры в аспирантской подготовке и при защите кандидатской диссертации // Высшее образование в России. 2019. Т. 28, № 8–9. С. 55–66. doi: 10.31992/0869-3617–2019-28-8-9-55–66
  10. Бедный Б.И., Воронин Г.Л., Миронос А.А., Рыбаков Н.В. Барьеры на пути к ученой степени: проблемы постаспирантского периода // Университетское управление: практика и анализ. 2021. Т. 25, № 1. С. 35–48. doi: 10.15826/umpa.2021.01.003
  11. Костромина С.Н., Латушкина В.М. Психологические особенности самоорганизации деятельности аспиранта // Credo New. 2013. № 1. С. 11.
  12. Фомин А.Е. Развитие метакогнитивной осведомленности студентов о процессах обнаружения и формулирования проблем // Вестник Брянского государственного университета. 2011. № 1. С. 256–260.
  13. Булгакова Л.И. «Синдром самозванца»: история возникновения термина, основные концепции и их трансформация // Психология и психотерапия семьи. 2018. № 3. С. 30–37.
  14. Богатырев К.А. Сравнение статусов профессиональной идентичности студентов очной и дистанционной форм обучения // Мир психологии. 2024. № 3 (118). C. 129–141.
  15. Кондрашихина О.А. Метакогниции и когнитивные искажения у студентов-психологов // Мир науки. Педагогика и психология. 2023. Т. 11. № 1. С. 1–9.
  16. Шнейдер Л.Б. Глава 1. Воспитание как знание, понимание и действия // Психология воспитания и профилактика девиантного поведения: учеб. пособие. М.: Москов. пед. гос. ун-т, 2023. С. 7–33.
  17. Ушаков К.М. Эффект Даннинга – Крюгера, или Особенности самооценки низкоквалифицированных кадров // Директор школы. 2019. № 5(238). С. 14–20.
  18. Багдасарьян Н.Г. Формула российской модернизации: эффект Даннинга – Крюгера // Модернизация и культура: модус сопряжения: сб. материалов, Дубна, 15 апреля 2016 года. Дубна: Гос. ун-т «Дубна», 2016. С. 19–25.
  19. Мухаметзянов И.Ш. Цифровая образовательная среда, цифровая грамотность учащегося и эффект Даннинга – Крюгера // Информатизация образования – 2024: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конференции, Липецк, 19–21 июня 2024 года. Липецк: Липецкий гос. техн. ун-т, 2024. С. 70–75.
  20. Коктыш К., Ренард-Коктыш А. Когнитивное измерение безопасности // Международные процессы. 2021. Т. 19. № 4(67). С. 26–46. doi: 10.17994/IT.2021.19.4.67.3.
  21. Сергеева Е.К. Эффект Даннинга – Крюгера как одно из метакогнитивных искажений и его влияние на действия индивида // Academy. 2020. № 8 (59). С. 46–47.
  22. Васильев В.Г., Третьяк М.В. Динамика мотивов учебной деятельности и ее связь с системой учебных действий // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 8, № 4. С. 1–12.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».