Педагогические инструменты формирования социальных компетенций у старших дошкольников

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Представлено исследование применения педагогического инструментария для формирования социальных компетенций у дошкольников. В работе были использованы следующие методы: метод проблемного обучения с целью развития социально направленного мышления; метод моделирования жизненных ситуаций с целью запуска коллективных мыслительных процессов в группе дошкольников; метод кейсов с целью усвоения дошкольниками алгоритмов социально одобряемого поведения. В статье рассматриваются четыре основных компонента развития социальной компетентности дошкольника, разработанные авторским коллективом: содержательный – с опорой на социальную осведомленность дошкольника; личностно-регуляторный – с опорой на развитие рефлексии у воспитанников; эмоциональный – с опорой на чувственный опыт детей; поведенческий – закрепление новых знаний на практике и перенос сформированных навыков в новые условия. Представлены результаты использования педагогического инструментария для развития каждого компонента социальной компетентности у дошкольников.

Об авторах

Юлия Александровна Быстрова

Московский государственный психолого-педагогический университет

Email: larinajyli@mail.ru
доктор психологических наук, доцент, заведующий научной лабораторией федерального центра по развитию инклюзивного общего и дополнительного образования Москва, Россия

Елена Александровна Лапп

Азовский государственный педагогический университет

Email: lapp-elen1965@mail.ru
кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой дошкольного, начального и специального образования Бердянск, Россия

Список литературы

  1. Абашина В.В., Якоб С.А. Личностное развитие ребенка как цель современного дошкольного образования // Концепт. 2015. Спецвыпуск № 17. URL: http://e-koncept.ru/2015/75234.htm (дата обращения: 14.11.24).
  2. Львова С.В., Неделькович Е.Г. Взаимодействие образовательного учреждения и семьи в развитии личности ребенка-дошкольника // Научное обозрение. Серия 2: Гуманитарные науки. 2019. № 1-2. С. 77–86.
  3. Урусова А.М. Актуальные проблемы развития личности дошкольника в современном образовательном пространстве // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-4. С. 320–323.
  4. Шалина А.А., Суворова О.В., Минаева Е.В. Личность старшего дошкольника как субъект нравственного выбора: условия и возможности развития. Н. Новгород, 2022. 174 с.
  5. Чудесникова Т.А. Социокогнитивный подход к диагностике и формированию социально-коммуникативных компетенций у дошкольников с задержкой психического развития // Дефектология. 2021. № 5. С. 57–65.
  6. Симонова Р.Н. Формирование социальных компетенций у детей дошкольного возраста в совместной творческой деятельности // Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2023. № 15. С. 836–838.
  7. Рубцов В.В., Улановская И.М. Влияние способов организации учебных взаимодействий на развитие коммуникативно-рефлексивных способностей детей 6–10 лет // Психологическая наука и образование. 2022. Т. 27, № 1. С. 5–16. doi: 10.17759/pse.2022270101
  8. De Verdier K. Children with blindness: Developmental aspects, comorbidity and implications for education and support. Stockholm University, Faculty of Social Sciences, Department of Special Education, 2018. P. 124.
  9. Bystrova Yu., Kovalenko V., Kazachiner O. Social and pedagogical support of childrenwith disabilities in conditions of general secondary educational establishments // Journal for Educators, Teachers and Trainers. 2021. Vol. 12 (3). P. 101–114. doi: 10.47750/ jett.2021.12.03.010
  10. Bystrova Yu., Viktoriia K., Olha Z. Psychological and pedagogical conditions for the predictive competence development of elementary school pupils with intellectual disabilities by means of fine arts // Nuances: Estudos sobre Educação. 2022. P. e022012. doi: 10.32930/nuances.v33i00.9497
  11. Алехина С.В., Быстрова Ю.А., Самсонова Е.В., Шеманов А.Ю. Реализация принципа непрерывности в инклюзивном образовании в России // Психологическая наука и образование. 2024. Т. 29, № 5. С. 31–48. doi: 10.17759/pse.2024290503
  12. Масалова В.С., Ягловская Е.К. К вопросу о понимании дошкольниками эмоциональных состояний другого человека // Вестник практической психологии образования. 2020. Т. 17, № 1. С. 8–15. doi: 10.17759/bppe.2020170101
  13. Быстрова Ю.А. Развитие социальной компетентности у подростков с ОВЗ в условиях инклюзивного образования // Психологическая наука и образование. 2022. Т. 27, № 6. C. 102–114. doi: 10.17759/pse.2022270608
  14. Салмина Н.Г., Иовлева Т.Е., Тиханова И.Л. Методика диагностики социально желательного поведения, исследование феномена социально желательного поведения в дошкольном возрасте // Психологическая наука и образование. 2006. Т. 11, № 4. С. 81–94.
  15. Краковская М.С. Компетенция построения социального пространства отношений дошкольников в системе обеспечения качества профессиональной подготовки будущих педагогов в вузе // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2024. Т. 9, вып. 10. C. 986–992.
  16. Содномова Н.Б. Опыт внедрения педагогической модели процесса формирования социальных компетенций старших дошкольников в образовательной среде // Вестник Бурятского государственного университета. 2015. Вып. 15 (1). С. 172–177.
  17. Барцаева Е.В. Теоретические основы применения игровых технологий в формировании социально-бытовой ориентации детей старшего дошкольного возраста // Современные наукоемкие технологии. 2022. № 6. С. 83–87.
  18. Ананьева Е.В., Валявко С.М., Морозов С.А. О моделировании социального взаимодействия старших дошкольников в условиях инклюзии // Специальное образование. 2022. № 2 (66). Special Education. 2022. No. 2 (66). С. 143–159.
  19. Габай Т.В. Научные идеи П.Я. Гальперина и их развитие в современной деятельностной теории учения // Культурно-историческая психология. 2012. Т. 8, № 4. С. 28–37.
  20. Быстрова Ю.А. Развитие ценностных ориентаций у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в условиях психолого-педагогического сопровождения // Вестник Московского гуманитарно-экономического института. 2021. № 3. С. 314–332. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47379495 (дата обращения: 14.11.24).
  21. Сарсенова С.О. Проблемные ситуации в процессе обучения математике // Символ науки: международный научный журнал. 2016. № 12–2 (24). С. 245–246.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».