Olympiad as a way to diagnose the subject functional literacy of a future history teacher (experience of Tomsk State Pedagogical University)

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The experience of Tomsk State Pedagogical University in the field of functional literacy diagnostics of future history teachers within the framework of the student Olympiad is presented. It is shown that the subject functional literacy of the future teacher is the basis of his functional literacy as a teacher. It is revealed that the Olympiad is one of the most effective ways to diagnose the level of functional literacy due to the multidisciplinary nature of the Olympiad questions and tasks, as well as the specifics of the format. Two stages of diagnostics of subject functional literacy in the framework of the Olympiad are proposed: related to the determination of the general level of reading, information, natural science and mathematical literacy, and related to the diagnosis of the formation of global competencies and creative thinking. The diagnostic results are presented, which showed high and average levels of reading, information, natural science, and mathematical literacy, but insufficient training of students in the field of global competencies and creative thinking. It is concluded that the identified shortcomings should become the basis for further work in this direction.

About the authors

Nataliya Ivanovna Sazonova

Tomsk State Pedagogical University; Tomsk University of Control Systems and Radio Electronics

Email: nataly-sib@mail.ru
Tomsk, Russian Federation

Oleg Nikolaevich Mukhin

Tomsk State Pedagogical University

Email: himan1@rambler.ru
Tomsk, Russian Federation

References

  1. Каменских Н.А. К вопросу формирования функциональной грамотности у будущих учителей // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 77 (3). С. 80–85.
  2. Бахарева Е.В. Повышение профессиональной компетентности учителя в развитии функциональной грамотности учащихся общеобразовательной школы // Наука и школа. 2019. № 2. С. 54–55.
  3. Юртаева О.А. Функциональная грамотность учителя – основа развития функциональной грамотности ученика // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 72 (2). С. 316–318.
  4. Волынчук Н.И. Подготовка учителя к формированию и оцениванию функциональной грамотности обучающихся в процессе индивидуализированного повышения квалификации // Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2022. Т. 17, № 3. С. 6–14.
  5. Пирютко О.Н., Гуло И.Н. Специфика компетенций, отражающих готовность учителей математики к формированию функциональной грамотности обучающихся // Весцi БДПУ. Серыя 3. Фізіка. Матэматыка. Інфарматыка. Біялогія. Геаграфія. 2022. № 4 (114). С. 16–22.
  6. Шатохина И. В. Формирование функциональной грамотности будущих учителей начальной школы в условиях педагогического образования // Международный научно-исследовательский журнал. 2023. № 1 (127). С. 1–7.
  7. Жданко Т.А. К вопросу о разработке оценочных средств по оценке профессиональных компетенций учителей, формирующих функциональную грамотность обучающихся // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2022. № 7. С. 42–46.
  8. Галустов А.Р. Учитель – ключевая фигура модернизации образования // Высшее образование в России. 2014. № 4. С. 70–76.
  9. Егорова Г.И., Семухин С.П., Егоров А.Н. Дискурс-анализ формирования функциональной грамотности будущих бакалавров в области экологизации профессиональной деятельности // Вестник Томского государственного педагогического университета (TSPU Bulletin). 2021. Вып. 5 (217). С. 53–61. doi: 10.23951/1609-624X-2021-5-53-61
  10. Осмоловская И.М. Идеи А.М. Новикова о постиндустриальном образовании в развитии современной дидактики // Образование в постиндустриальном обществе: сб. статей междунар. науч. конф., посвященной А.М. Новикову. М.: ИИИ МГОУ, 2014. С. 49–55.
  11. Браулова Н.Н. Развитие предметных компонентов функциональной грамотности на уроках физики // Вестник ТОГИРРО. 2020. № 1 (44). С. 80–81.
  12. Громова Л.А. Функциональная грамотность учителя при реализации задач национального проекта «Образование» // Конференциум АСОУ: сб. науч. тр. и материалов науч.-практ. конференций. 2020. № 2 (2). С. 32–37.
  13. Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 февраля 2018 г. № 121 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование» (с изменениями и дополнениями). Редакция с изменениями № 1456 от 26.11.2020. URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/440301_B_3_15062021.pdf (дата обращения: 12.12.2024).
  14. Коваль Т.В., Дюкова С.Е. Глобальные компетенции – новый компонент функциональной грамотности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, № 4 (61). С. 112–123.
  15. Логинова О.Б., Авдеенко Н.А., Яковлева С.Г., Садовщикова О.И. Проект «Мониторинг формирования функциональной грамотности». Креативное мышление: первые результаты // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 2, № 2 (70). С. 132–154.
  16. Гревцева Г.Я., Циулина М.В. Педагогическая олимпиада как средство развития творческого потенциала личности // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2015. № 6. С. 33–39.
  17. Гулов А.П. Предметные олимпиады в России и за рубежом: культурологический подход. М.: КДУ; Добросвет, 2023. 122 с.
  18. Зайцева С.А., Смирнов В.А. Олимпиадное движение как способ профессионального самоопределения студентов в условиях цифровизации // Ноосферные исследования. 2021. Вып. 2. С. 71–78.
  19. Ключевский В.О. Русская история: полный курс лекций: в 3 т. М.: АСТ; Минск: Харвест, 2002. Т. 1. 592 с.
  20. Грузкова С.Ю., Камалеева А.Р. Кейс-метод: история разработки и использования метода в образовании // Современные исследования социальных проблем. Modern Research of Social Problems. 2013. № 6 (26). doi: http://dx.doi.org/10.12731/2218-7405-2013-6-24
  21. Кудряшов Е.С., Алексеев А.И. Метод кейсов и организация проектной деятельности старших школьников // Государство. Бизнес. Общество. Цифровая среда: траектория взаимодействия от теории к практике: cб. науч. ст. по итогам междунар. науч.-практ. конференции., Санкт-Петербург, 29–30 апреля 2021 г. СПб.: СПб. гос. эконом. ун-т, 2021. С. 71–73.
  22. Пономарева И.Ю., Танкиева Т.А. Проектное обучение с использованием кейс-методов // Российские регионы: взгляд в будущее. 2019. Т. 6, № 4. С. 9–20.
  23. Панова И.В. Метод проектов в системе контроля достижений студентов педагогического вуза // Вестник Мининского университета. 2016. № 2. С. 67–70.
  24. Деревянкина О.М. Применение метода case study в проблемном обучении студентов вузов // Педагогический журнал Башкортостана. 2019. № 1 (80). С. 111–118.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».