Parish care as a strategy of pedagogical support for children

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The relevance of the study lies in identifying the specifics of parish care, social and pedagogical activity in an Orthodox parish, as an area of pedagogical support; the concept of pedagogical support in the context of the issue under consideration is clarified. The novelty lies in the description of the pedagogical tactics of care as a variant of pedagogical support that arises in the circumstances of interaction between children and parish teachers. The center of communication development within the parish is the meeting of two actors: a person and another person (social aspect), a person and his “secret” “I” (psychological aspect), a person and God (theological aspect). Care as a tactic of pedagogical support is based on practice, the central category and the basis of parish interaction between children and a teacher. The category of practice in care manifests itself when the teacher strives to live and experience together with the child events that are equally significant for them. The tactics of care as the most natural cultural practice for the Orthodox tradition can underlie the developed strategy of parish care of children, which, in turn, is characterized by typical features identified in the study. Depending on the trends in the functioning of parish care of children, teachers can choose other pedagogical tactics that differ from the tactics of pedagogical support for children. In addition, the article identifies problems that hinder the dissemination and application of tactics of pedagogical support in Orthodox parishes.

About the authors

Darya Dmitriyevna Kochkina

Synodal Department of Religious Education and Catechesis

Email: dariakochkina@gmail.com
Moscow, Russian Federation

References

  1. Дорожная карта первоочередных мер (комплексных предложений) по формированию и развитию благоприятных условий для духовного просвещения детей в приходских общинах Русской Православной Церкви // Наставник.Онлайн: портал о приходском просвещении. URL: https://наставник.онлайн/дорожная-карта-первоочередных-мер-вш/ (дата обращения: 01.11.2024).
  2. Регламент церковного служения специалиста по приходскому просвещению Единого профиля // PRAVOBRAZ.RU: официальный сайт СОРОиК РПЦ. URL: https://pravobraz.ru/reglament-cerkovnogo-sluzheniya-specialista-po-prixodskomu-prosveshheniyu-edinogo-profilya/ (дата обращения: 01.11.2024).
  3. Митрополит Евгений принял участие в работе секции Рождественских чтений «Приходское просвещение детей и взрослых» // PRAVOBRAZ.RU: официальный сайт СОРОиК РПЦ. URL: https://pravobraz.ru/mitropolit-evgenij-prinyal-uchastie-v-rabote-sekcii-rozhdestvenskix-chtenij-prixodskoe-prosveshhenie-detej-i-vzroslyx/ (дата обращения: 01.11.2024).
  4. Митрополит Екатеринбургский Евгений провел онлайн-совещание с руководителями епархиальных отделов религиозного образования и катехизации // PATRIARCHIA.RU: официальный сайт Московского Патриархата. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5904978.html (дата обращения: 01.11.2024).
  5. В рамках Международных образовательных чтений состоялся семинар «Приходское просвещение» // PATRIARCHIA.RU: официальный сайт Московского патриархата. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5811415.html (дата обращения: 01.11.2024).
  6. Встреча-семинар «Приходское попечение о детях, педагогическое сопровождение взрослых» // Официальный сайт отдела религиозного образования и катехизации Самарской епархии. URL: https://oroiksamara.ru/3192 (дата обращения: 01.11.2024).
  7. Иеромонах Геннадий (Войтишко) представил новые методические разработки педагога Кубанской митрополии // PRAVOBRAZ.RU: официальный сатй СОРОиК РПЦ. URL: https://pravobraz.ru/ieromonax-gennadij-vojtishko-predstavil-novye-metodicheskie-razrabotki-pedagogam-kubanskoj-mitropolii/ (дата обращения: 01.11.2024).
  8. Кочкина Д.Д. Педагогическое сопровождение детей в приходских общинах // Вестник Ярославской духовной семинарии. 2023. № 5. С. 170–177.
  9. Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема // Новые ценности образования: десять концепций и эссе. М.: Инноватор, 1995. Вып. 3. С. 58–63.
  10. Михайлова Н.Н., Юсфин С.М., Касицина Н.В. Педагогика поддержки: третье пространство образования: в 2 кн. Кн. 1: Приближения к теме. Четыре тактики / под ред. А.С. Русакова. СПб.: Образовательные проекты, 2023. 208 с.
  11. Крылова Н.Б., Александрова Е.А. Очерки понимающей педагогики. Книга для молодого педагога, ищущего альтернативные пути в педагогике. М.: Народное образование, 2003. 441 с.
  12. Шакурова М.В. Педагогическое сопровождение становления и развития социокультурной идентичности школьников: автореф. дис. … д-ра пед. наук. М., 2007. 47 с.
  13. Сапожникова Т.Н. Педагогическое сопровождение жизненного самоопределения старшеклассников: автореф. дис. … д-ра пед. наук. Кострома, 2010. 47 с.
  14. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. 3-е изд., исправ. и доп. М.: Генезис, 2002. 298 с.
  15. Александрова Е.А. Педагогическая поддержка как культурно-педагогическая практика: история понятия, тактики и стратегии // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2023. № 210. С. 117–123.
  16. Ульянова И.В., Свинарева О.В. Особенности педагогического сопровождения обучающихся в контексте различных педагогических подходов // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20857 (дата обращения: 01.11.2024).
  17. Ускова С.А. Сопровождение как базовая категория современной педагогики: теоретическое обоснование // ЧиО. 2013. № 2 (35). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/soprovozhdenie-kak-bazovaya-kategoriya-sovremennoy-pedagogiki-teoreticheskoe-obosnovanie (дата обращения: 01.11.2024).
  18. Свинарева О.В. Интерпретация понятия «Педагогическое сопровождение» в современной науке // Инновации в науке. 2014. № 40. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/interpretatsiya-ponyatiya-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-v-sovremennoy-nauke (дата обращения: 01.11.2024).
  19. Любаскина В.Г. Тьюторское сопровождение процесса самообразования в школе дистанционного обучения (из опыта психолого-педагогического сопровождения) // Экстернат.РФ. 2022. № 2 (16). С. 27–32.
  20. Чупаха И.В. Проблема психолого-педагогического сопровождения ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья и его семьи // Мировые стратегии развития науки и образования в новой реальности: междисциплинарные исследования: материалы I Междунар. науч.-практ. конф., Краснодар, 29–30 января 2024 года. Краснодар: Наука и технологии, 2024. С. 103–106.
  21. Донгаузер Е.В. Психолого-педагогическое сопровождение подростков с проявлениями тревожности в образовательной организации // Социальное партнерство в решении проблем детей, находящихся в социально опасном положении: тренды, вызовы, решения: сб. тр. Междунар. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 26 октября 2023 года. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2024. С. 11–17.
  22. Касицина Н.В., Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Четыре тактики педагогики поддержки // Homekid.ru: официальный сайт СПбГБУ «Городской информационно-методический центр „Семья“». URL: http://homekid.ru/content/docs/met_help/rabotu_speczialistov_czentra/kasicina/Касицина_Четыре%20тактики%20педагогики%20поддержки.pdf (дата обращения: 01.11.2024).
  23. Александрова Е.А. Педагогическое сопровождение старшеклассников в процессе разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий: автореф. дис. … д-ра пед. наук. Тюмень, 2006. 42 с.
  24. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Индивидуальность как встреча с собой – Другим // Psychology-online.net: электронная библиотека. URL: https://www.psychology-online.net/articles/doc-1274.html (дата обращения: 01.11.2024).
  25. Писания мужей апостольских. Рига: Латв. библ. о-во, 1992. 667 с.
  26. Крылова Н.Б. Особенности взаимодействия с детьми с позиции понимающей педагогики // Новые ценности образования: сайт. URL: https://www.newedvalues.ru/wp-content/uploads/2014/11/Крылова-особенности_взаимодействия_2014_11_18_11_03_51_007.pdf (дата обращения: 01.11.2024).
  27. Слободчиков В.И. Со-бытийная образовательная общность – источник развития и субъект образования // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2010. № 2. С. 3–8.
  28. Основы педагогического сопровождения детей и взрослых в системе приходского просвещения // Наставник.Онлайн: портал о приходском просвещении. URL: https://наставник.онлайн/основы-педагогического-сопровождени/ (дата обращения: 01.11.2024).
  29. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Париж, 1934. Ч. 1. 258 с.
  30. Кочкина Д.Д. Концепция смыслового подхода к преподаванию вероучительных дисциплин в системе приходского попечения о детях // Нива Господня. Вестник Пензенской духовной семинарии. 2021. № 4 (22). С. 84–92.
  31. ЕУМК «Бог и человек: движение навстречу» // Наставник.Онлайн: портал о приходском просвещении. URL: https://наставник.онлайн (дата обращения: 01.11.2024).
  32. Войтишко Геннадий, иером., Кочкина Д.Д., Ракушин А.В. и др. Жизнь с Евангелием. Курс для приходских занятий с подростками 14–17 лет // Наставник.Онлайн: портал о приходском просвещении. URL: https://наставник.онлайн/product-category/eumk/14-17/ (дата обращения: 01.11.2024).
  33. Тема эффективных методов работы с детьми стала главной на семинаре по приходскому просвещению // Pravobraz.ru: официальный сайт СОРОиК РПЦ. URL: https://pravobraz.ru/tema-effektivnyx-metodov-raboty-s-detmi-stala-glavnoj-na-seminare-po-prixodskomu-prosveshheniyu/ (дата обращения: 01.11.2024).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».