The relationship of a teenager’s psychological well-being with the peculiarities of his relationship with his parents

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

A question is being considered that reveals the connection between child-parental relations and the psychological well-being of teenage children. It has been shown that psychological well-being is a complex personal construct, including several important personal factors that affect the successful or problematic passage of the crisis stage in development. The description of psychological well-being and its main components are given - autonomy, self-acceptance, environmental management, personal growth, self-acceptance, the presence of a goal in life. The results of an empirical study are presented, which made it possible to determine the factors affecting the psychological well-being of an adolescent and determine the styles of parental interaction that contribute to its manifestation. It is shown that insufficient attention from parents, low levels of emotional support, a combination of authoritarian and indifferent leadership style negatively affect the psychological well-being of a teenager. Adolescents with a high level of psychological well-being are brought up in families with a predominance of an authoritative style of interaction. Additionally, it was revealed that the most significant features of family relationships that have a positive impact on the psychological well-being of a teenager are: emotional closeness, acceptance, cooperation, consent, consistency of upbringing and satisfaction with relationships. Research materials can be useful to psychologists working with families raising adolescents

About the authors

Albina Sergeyevna Gilyano

Moscow City Pedagogical University

Email: als129@mail.ru
Moscow, Russian Federation

Viktoriya Aleksandrovna Shuvalova

Moscow City Pedagogical University

Email: ShuvalovaVA780@mgpu.ru
Moscow, Russian Federation

References

  1. Самохвалова А. Г., Шипова Н. С., Тихомирова Е. В., Вишневская О. Н. Психологическое благополучие современных студентов: типология и мишени психологической помощи // Консультативная психология и психотерапия. 2022. Т. 30, № 1. С. 29–48. doi: https://doi.org/10.17759/cpp.2022300103 (дата обращения: 23.01.2024).
  2. Выготский Л. С. Психология детского возраста. М.: Эксмо-пресс, 2000. 1008 с.
  3. Сулейманова Р. Р. Взаимосвязь стилей родительского воспитания и особенностей общения у детей раннего подросткового возраста // Форум молодых ученых. 2022. № 10 (74). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-stiley-roditelskogo-vospitaniya-i-osobennostey-obscheniya-u-detey-rannego-podrostkovogovozrasta (дата обращения: 26.06.2023).
  4. Авдулова Т. П. Психология подросткового возраста: учебник и практикум для вузов. М.: Юрайт, 2022. 394 с. URL: https://urait.ru/bcode/536199 (дата обращения: 14.12.2022).
  5. Екимова В. И., Вецель А. Н., Розенова М. И. Влияние детско-родительских отношений на социометрический статус старшеклассника в группе сверстников // Культурно-историческая психология. 2022. Т. 18, № 1. C. 113–123. doi: https://doi.org/10.17759/chp.2022180111 (дата обращения: 16.02.2024).
  6. Дубровина И. В. Феномен «психологическое благополучие» в контексте социальной ситуации развития // Вестник практической психологии образования. 2020. Том 17, № 3. C. 9–21. doi: 10.17759/bppe.2020170301 (дата обращения: 11.11.2023).
  7. Суворова О. В., Васина И. В. Эмоциональный аспект детско-родительских отношений в свете возрастных задач и проблем современных подростков // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 76-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnyy-aspekt-detsko-roditelskih-otnosheniy-v-svetevozrastnyh-zadach-i-problem-sovremennyh-podrostkov (дата обращения: 25.06.2023).
  8. Якимова П. И., Попова Ю. И. Взаимосвязь детско-родительских отношений и развития мотивации в подростковом возрасте // Педагогика: история, перспективы. 2021. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-detsko-roditelskih-otnosheniy-i-razvitiya-motivatsii-v-podrostkovom-vozraste (дата обращения: 25.06.2023).
  9. Ганичева А. Н., Зверева О. Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учебник для среднего профессионального образования. 3-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2023. 291 с. URL: https://urait.ru/bcode/537891 (дата обращения: 05.05.2023).
  10. Лоскутова Т. Л., Бунос Е. А. Семья как социальный институт стили семейного воспитания // IN SITU. 2022. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/semya-kak-sotsialnyy-institut-stili-semeynogo-vospitaniya (дата обращения: 26.06.2023).
  11. Орлова А. В. Влияние стиля семейного воспитания на развитие личности детей школьного возраста // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. № 8 (62). URL: https://research-journal.org/archive/8-62-2017-august/vliyanie-stilya-semejnogo-vospitaniya-na-razvitie-lichnosti-detej-shkolnogo-vozrasta (дата обращения: 19.05.2023).
  12. Доронина А. В. Особенности межличностных отношений подростка // Символ науки. 2021. № 7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-mezhlichnostnyh-otnosheniy-podrostka (дата обращения: 25.06.2023).
  13. Макеева Н. Ю. Исследование особенностей социально-психологического благополучия подростков из семей с ненормативными семейными кризисами // Вестник Тверского государственного университета. Серия: «Психология и педагогика». 2020. № 3 (52). С. 49–59.
  14. Елагина В. С., Резник Н. А. Особенности взаимоотношений подростков с родителями // Педагогика: история, перспективы. 2022. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-vzaimootnosheniy-podrostkovs-roditelyami (дата обращения: 24.06.2023).
  15. Бондаренко Ю. С., Килинская Н. В. Особенности адаптивности подростков с разным восприятием воспитательной практики родителей // Психология и психотехника. 2022. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-adaptivnosti-podrostkov-s-raznym-vospriyatiem-vospitatelnoy-praktiki-roditeley (дата обращения: 24.06.2023).
  16. Тимофеева Я. А., Петрова С. А. Влияние семейного воспитания на развитие эмоционального интеллекта // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 76-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-semeynogo-vospitaniya-na-razvitie-emotsionalnogo-intellekta (дата обращения: 26.06.2023).
  17. Мелконян А. М. Влияние семьи на социализацию подростка // Вестник науки. 2021. № 12 (45). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-semi-na-sotsializatsiyu-podrostka-1 (дата обращения: 27.06.2023).
  18. Веретенникова Ю. Д. Влияние стилей семейного воспитания на самооценку ребенка // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. № 12-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyaniestiley-semeynogo-vospitaniya-na-samootsenku-rebenka (дата обращения: 27.06.2023).
  19. Кагосян А. С., Стародумов Л. Л. Влияние психологической дистанции в семье на формирование личности подростка // Образование и право. 2021. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-psihologicheskoydistantsii-v-semie-na-formirovanie-lichnosti-podrostka (дата обращения: 27.06.2023).
  20. Джиоева Г. Х. Воспитание единственного ребенка в семье: проблемы и ожидания // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2017. № 3 (76). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vospitanieedinstvennogo-rebenka-v-semie-problemy-i-ozhidaniya (дата обращения: 05.11.2022).
  21. Матвиенко С. В. Приоритет семьи в воспитании ребенка // Образование и право. 2023. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prioritet-semi-v-vospitanii-rebenka (дата обращения: 15.11.2023).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».