Профессиональные перспективы современных подростков

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Представлен научный взгляд на исследование профессиональных перспектив подростков как психологической системы. Профессиональные перспективы операционализированы в качестве представлений подростков о своем будущем в отношении профессионального становления и рассмотрены в единстве их ценностного, когнитивного, эмоционального, деятельностного планов. Результаты эмпирического исследования показали: 1) в основе построения профессиональных перспектив подростков лежат ценности сфер профессиональной деятельности, здоровья, саморазвития; 2) современные подростки ориентированы на планирование событий среднеудаленного будущего, периода от года до пяти лет; 3) подростки представляют свое профессиональное будущее в позитивном ключе; 4) в процессе активного становления находится процесс самоорганизации деятельности, навыков тактического планирования и стратегического целеполагания.

Об авторах

Ирина Александровна Ральникова

Алтайский государственный университет

Email: irinaralnikova@yandex.ru
доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной психологии и педагогического образования Барнаул, Россия

Ольга Сергеевна Гурова

Алтайский государственный университет

Email: o-gurova@bk.ru
кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры социальной психологии и педагогического образования Барнаул, Россия

Елена Александровна Ипполитова

Алтайский государственный университет

Email: ippolitovae@bk.ru
кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры социальной психологии и педагогического образования. Барнаул, Россия

Список литературы

  1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 398 с.
  2. Мухина В. С. Возрастная психология. М.: Академия, 1999. 655 с.
  3. Антонова Н. В. Особенности самоопределения на различных этапах профессионального развития // Психологические исследования. 2017. № 10 (53). URL: https://psystudy.ru/index.php/num/article/view/370 (дата обращения: 23.01.2023).
  4. Выготский Л. С. Психология развития человека. М.: Смысл, Эксмо, 2005. 1136 с.
  5. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. 584 с.
  6. Коньшина Т. М., Пряжников Н. С., Садовникова Т. Ю. Личная профессиональная перспектива современных российских старших подростков: ценностно-смысловой аспект // Вестник Московского ун-та. 2018. № 3. С. 37–59. URL: https://msupsyj.ru/articles/detail.php?article=7537 (дата обращения: 03.02.2023).
  7. Пряжников Н. С. Профориентология: учебник и практикум. М.: Юрайт, 2020. 405 с.
  8. Ральникова И. А., Ипполитова Е. А. Трансформация представлений у студентов о профессиональных перспективах как фактор самоорганизации в кризисные периоды обучения в вузе // Сибирский психол. журнал. 2009. № 32. С. 18–22. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/transformatsiya-predstavleniy-studentov-o-professionalnyhperspektivah-kak-faktor-samoorganizatsii-v-krizisnye-periody-obucheniya-v (дата обращения: 15.01.2023
  9. Зеер Э. Ф. Психология профессионального самоопределения в ранней юности: учеб. пособие. М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та, 2008. 256 с.
  10. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.76 с.
  11. Мандрикова Е. Ю. Современные подходы к изучению временной перспективы личности // Психол. журнал. 2008. Т. 29, № 4. С. 54–65. URL: https://naukarus.com/sovremennye-podhody-k-izucheniyu-vremennoyperspektivy-lichnosti (дата обращения: 07.12.2022).
  12. Ральникова И. А., Гурова О. С., Ипполитова Е. А. Психология жизненного пути человека: учебное пособие. Барнаул: Изд-во Алтайского ун-та, 2014. 232 с.
  13. Серый A. B. Система личностных смыслов: структура, функции, динамика. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. 272 с.
  14. Бочавер А. А., Жилинская А. В., Хломов К. Д. Перспективы современных подростков в контексте жизненной траектории // Современная зарубежная психология. 2016. Т. 5, № 2. С. 31–38. URL: https://psyjournals.ru/journals/jmfp/archive/2016_n2/82367 (дата обращения: 10.12.2022).
  15. Головаха Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев: Наукова думка, 2011. 370 с.
  16. Клочко В. Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности. Томск: Томский гос. ун-т, 2005. 174 с.
  17. Ральникова И. А. Перестройка системы жизненных перспектив человека на этапе переломных событий. Барнаул: Изд-во Алтайского ун-та, 2012. 194 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».