Ценностные тексты в пространстве школы. Как школы Китая развивают стремление к «Китайской мечте»

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В современном образовательном поле звучит вопрос о значимости программ воспитания в школьной среде. Одна из задач воспитательной политики – налаживание процесса передачи и усвоения ценностей учениками школ. Воспитательная политика в Китае выражена в тексте государственной программы «Китайская мечта», которая служит механизмом построения единого ценностного пространства в обществе Китая. Цель исследования – анализ феномена ценностных текстов в пространстве современной китайской школы, связанных с ценностными ориентирами развития и воспитания, изложенными в программе «Китайская мечта», выявление готовности использования технологии ценностных текстов в пространстве российской школы. Научная новизна заключается в выявлении характерных признаков ценностных текстов как социокультурного феномена в образовательной практике, распространенного в китайских школах и в подробном изучении реализации национального плана «Китайская мечта» в образовательной сфере. Применен феноменологический подход и контент-анализ ценностных текстов в пространстве школы (n = 107), констатирующее исследование среди директоров школ (n = 66). В результате исследования доказано, что ценности современного китайского общества в пространствах школ Китая представлены неравномерно. Решением этой проблемы может стать создание методических рекомендаций для директоров школ с поликультурными источниками ценностных текстов для школьных пространств.

Об авторах

Чушу Фань

Санкт-Петербургский государственный университет

Email: 250575375@qq.com
аспирантка Санкт-Петербург, Россия

Анастасия Анатольевна Азбель

Санкт-Петербургский государственный университет

Email: a.azbel@spbu.ru
кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики Санкт-Петербург, Россия

Леонид Сергеевич Илюшин

Санкт-Петербургский государственный университет

Email: l.ilushin@spbu.ru
доктор педагогических наук, профессор Санкт-Петербург, Россия

Список литературы

  1. Xi Jinping: Speech at the First Session of the 12th National People’s Congress / Chinese Government Portal // The central people’s government of the People’s Republic of China. URL: http://www.gov.cn/ldhd/2013-03/17/content_2356344.htm (дата обращения: 19.11.2022)
  2. Wang Meiyun. 完善大学生社会主义公民核心价值观的培育环境探究 (Exploration on Improving the Cultivation Environment of College Students’ Socialist Citizen Core Values): дис. Tianjin Normal University, 2015. 58 р.
  3. Lin Chongde, Hu Weiping. 创造性人才的成长规律和培养模式 (The growth law and training mode of creative talents) // Journal of Beijing Normal University: Social Science Edition. 2012. Vol. 1. P. 36–42.
  4. Компетенции «4К»: средовые решения для школы. Практические рекомендации: учебно-метод. пособие / сост. М. А. Пинская, А. М. Михайлова. М.: Российский учебник, 2020. 95, [1] с.
  5. Азбель А. А., Илюшин Л. С., Самойлова Е. С. Роль текстов в дизайне образовательного пространства современной школы. Анализ мнений и кейсов // Вестник Томского государственного педагогического университета – TSPU Bulletin. 2019. № 8 (205). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-tekstov-v-dizayneobrazovatelnogo-prostranstva-sovremennoy-shkoly-analiz-mneniy-i-keysov (дата обращения: 17.11.2022).
  6. Ясвин В. А. Школьное средоведение и педагогическое средотворение. Экспертно-проектный практикум. 142, [2] с.: ил.
  7. Лебедев О. Е. Результаты школьного образования в 2020 г. // Вопросы образования. 2009. № 1. С. 40–60.
  8. Yang Dongping. 试论以人为本的教育价值观 [Experimenting with human-centered educational values] // Tsinghua University Education Research. 2010. № 2. Р. 16–20.
  9. Li Wei. The Role, Problems and Countermeasures of the Education of Core Socialist Values in the New Era // Studies on Core Socialist Values[J]. 2019. № 05(04). Р. 28–35.
  10. Michael Gow. The Core Socialist Values of the Chinese Dream: towards a Chinese integral state // Critical Asian Studies. 2017. № 49:1. Р. 92–116. doi: 10.1080/14672715.2016.1263803
  11. Кононенко Б. И. Большой толковый словарь по культурологии. М.: Вече: АСТ, 2003. 509 [3] с.
  12. 现代汉语词典 [Словарь современного китайского] (китайско-английское двуязычное издание). Пекин: Изд-во по преподаванию иностранных языков и исследованиям. ISBN 9787560031958
  13. Сластенин В. А., Чижакова Г. И. Введение в педагогическую аксиологию: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2003. 192 с.
  14. Инглхарт Р. Культурная эволюция. Как изменяются человеческие мотивации и как это меняет мир. Litres, 2022. 347 с.
  15. Wu Hexiong. Overview of the English translation of Selected Works of Mao Zedong // Chinese Translation. 2007. Vol. 28, № 5. Р. 33–36.
  16. Ломанов А. В. Идеология КПК после XVIII съезда и «сердцевинные ценностные воззрения»: материалы ежегодной научной конференции «XVIII съезд КПК: новые задачи и перспективы развития» (г. Москва, 20 марта 2013 г.). М.: ИДВ РАН, 2013. С. 6.
  17. Xi Jinping. Xi Jinping talks about governing the country // New National Bibliography. 2014. № 11. Р. 6–7.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».