Competence-Based Continuity of Meta-Subject Educational Programs of Secondary General and Higher Pedagogical Education

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The relevance of the research topic is due to the permanent transformation of the requirements for the quality of labor resources as a reaction of the economic system to the high dynamism of the development of productive forces, which provokes the continuous improvement of the competencies of workers, who are required not only to qualify, but also to be proactive in terms of optimizing the production process. This predetermines the focus of the education system on the formation of future specialists’ competencies of a meta-subject nature, reflecting the ability not only to fix and evaluate ongoing changes with subsequent adaptation to them, but also to make managerial decisions that are adequate to the current situation. The purpose of the study is to assess the competence continuity of various levels of education in the system “school-pedagogical university (bachelor’s degree - master’s degree)”. The article substantiates the concept of competency-based continuity as a qualitative sign of the dynamics of the process of forming these educational results and the results themselves. The introduction of the concept of “competence continuity” allows us to trace the change in the content of acquired skills, competencies at the junction of general and higher education, which ensures the formation of the meta-subject content of the future specialist’s professional readiness. It is also significant that competency-based continuity is not limited to the period of study, but continues in subsequent professional activities, thereby implementing the principle of continuity of education throughout life. The scientific novelty of the study lies in: substantiation of the content of the competency- based continuity of educational programs, due to both regulatory frameworks (FSES, Standards, etc.) and the evolutionary development of the acquired competencies in the course of implementing the professional skills of a specialist; presenting the characteristics of the evolutionary relationship of universal educational activities formed at the level of secondary education and universal competencies of undergraduate and graduate programs (based on educational programs of Tomsk State Pedagogical University). As a result of the study, the existence of competency-based continuity of the universal competencies of undergraduate and graduate programs of Tomsk State Pedagogical University, their logical connection with the universal educational activities formed at school, which indicates the effective organization of the educational process, has been established.

About the authors

Eleonora Grigoryevna Matyugina

Tomsk State University; Tomsk State Pedagogical University

Email: emk512542@mail.ru
Tomsk, Russian Federation

Nadezhda Aleksandrovna Efremova-Shershukova

Tomsk State Pedagogical University

Email: shna16@mail.ru
Tomsk, Russian Federation

References

  1. Матюгина Э. Г., Емельянова Н. В., Внуков Г. С. Инновационная активность персонала: условия формирования, признаки, взаимосвязь компонентов // Вестник экономики, права и социологии. 2020. № 1. C. 31–36.
  2. Бермус А. Г. Методы гуманитарных исследований модернизации образования. Ростов н/Д: Южный федеральный ун-т, 2016. 312 c.
  3. Орешкина А. К. Методологические основы преемственности образовательного процесса в системе непрерывного образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2009. 417 c.
  4. Зимняя И. А. Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании // Иностранные языки в школе. 2012. № 6. С. 2–10.
  5. Белкина В. В., Макеева Т. В. Концепт универсальных компетенций высшего образования // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 5. C. 117–126.
  6. Калиниченко Э. Б., Романова О. В., Капичников А. И., Капичникова О. Б. О преемственности формирования компетенций студентов бакалавриата, магистратуры и аспирантуры // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2016. № 4 (24). C. 104–107.
  7. Логачева Т. Н., Ларкина А. Е. Компетентностный подход в гуманитарном образовании: проблемы преемственности // Научный вестник ЮИМ. 2018. № 2. C. 105–108.
  8. Микрюков В. Ю. Теория и практика взаимодействий средних и высших образовательных учреждений. URL: http://www.school-vuz.narod.ru/Str2.htm (дата обращения: 09.01.2023).
  9. Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ СОШ № 37 г. Томска. URL: http://school37tomsk.ucoz.ru/ooo_ooo/oopooo.pdf) (дата обращения: 10.10.2022).
  10. Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ СОШ № 14 имени А. Ф. Лебедева г. Томска. URL: http://school14.tomsk.ru/files/img/file/FGOS/OOP_OOO_2018.pdf (дата обращения: 10.10.2022).
  11. Образовательные программы бакалавриата и магистратуры Томского государственного педагогического университета (Абитуриент ТГПУ. Бакалавриат]. URL: https://abiturient.tspu.edu.ru/obr-prog/bak (дата обращения 10.10.2022).
  12. Архипова С. В. Преемственность в образовании: социологический анализ: дис. ... канд. социол. наук. Екатеринбург, 2009. 165 с.
  13. Камалеева А. Р., Григорьева Э. Р. Компетентность как результат образовательного процесса // Образование и саморазвитие. 2009. № 4 (14). С. 59–65.
  14. Просвиркин В. Н. Технология преемственности в системе непрерывного образования: дис. ... д-ра пед. наук. М., 2009. 387 с.
  15. Рягин С. Н. Преемственность среднего общего и высшего профессионального образования в условиях их системных изменений: дис. ... д-ра пед. наук. М., 2010. 409 с.
  16. Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». 2002. 23 апреля. URL: http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm (дата обращения: 25.12.2022).
  17. Громыко Ю. В. Мыследеятельностная педагогика (Теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства). Минск: Технопринт, 2000. 376 с.
  18. Хуторской А. В. Метапредметный подход в обучении: научно-методическое пособие. М.: Эйдос; Изд-во Института образования человека, 2012. 73 с.
  19. Северин С. Н. Метапредметный модуль «Педагогическое проектирование» как инвариантный компонент содержания непрерывного педагогического образования // Непрерывное образование: XXI век. 2016. Вып. 2 (14). URL: http://lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=3105 (дата обращения: 25.12.2022).
  20. Ильина Н. Ф., Ильин А. С. Метакомпетенции педагога как ресурс реализации школьных стандартов нового поколения // Инновации в образовании. 2017. № 4. С. 35–46.
  21. Heckman J. J., Kauts T. Hard evidence on soft skills // Labour Economics. 2012. Vol. 19, Iss. 4. Р. 451–464.
  22. Morpurgo M. T. Beyond Competency: The role of professional accounting education in the development of metacompetencies. Athabasca University: Dissertation for the degree of Doctor of Business Administration. 2015. 346 p.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».