Resources of mathematics lessons in primary school for the implementation of environ-mental education

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Ecological problems are relevant today and confirm the need for environmental education of the younger generation. It is important to form not only knowledge, but also the activity component of environmental culture in order to gradually form a generation of citizens who are not indifferent to environmental problems. An analysis of the content of educational and methodological kits in mathematics and the surrounding world showed that there are deficiencies in this area. Ecological tasks in textbooks are contained either in insufficient quantity or are presented haphazardly. There are practically no tasks aimed at the formation of the activity component of ecological culture. At the ascertaining stage of the experiment, data were obtained confirming the relevance of environmental education. The students of the 4th grade have a poorly formed cognitive component of ecological culture. The directions in the work on the formation of ecological culture in mathematics lessons and in extracurricular activities are highlighted. The work experience in extracurricular activities to create environmental projects is presented. The article deals with the concepts of natural science literacy, environmental education and culture; the analysis of the experience of environmental education in Russia was carried out, the methods, forms, methods of work on environmental education were presented, the features of the selected didactic techniques in the work of specific teachers were highlighted. The analysis of the environmental situation in Tomsk is briefly presented, the main environmental problems are highlighted. The analysis carried out made it possible, on the basis of real data on the work of Tomsk enterprises, to draw up environmental tasks aimed at the formation of natural science literacy. Examples of tasks for the formation of natural science literacy based on the local history material of the Tomsk region are considered. These tasks address various types of environmental problems.

About the authors

Nelya Veniaminovna Fetisova

Tomsk State Pedagogical University

Email: nvfet@sibmail.com
Tomsk, Russian Federation

Yuliya Anatolyevna Chekalina

Tomsk State Pedagogical University; MAOU SOSH No. 51

Email: che-94@yandex.ru
Tomsk, Russian Federation

References

  1. О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2014 году / Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации. URL: https://www.mnr.gov.ru/docs/o_sostoyanii_i_ob_okhrane_okruzhayushchey_sredy_rossiyskoy_federatsii/142679/ (дата обращения: 28.04.2023).
  2. Смитюк Ю. Чайка: в РФ накоплено более 30 млрд тонн промотходов, перерабатывается менее 40 %. URL: https://tass.ru/obschestvo/3239075 (дата обращения: 28.04.2022).
  3. Яковлева Л. А. Экология: учеб.-метод. комплекс: учеб.-метод. пособие. М.: Флинта, 2015. 65 с.
  4. Моисеев Н. Н. Экологическое образование и экологизация образования // Экология и жизнь. М.: Время знаний, 2010. № 8. С. 4–6.
  5. Концепция и программа деятельности общеобразовательной школы по экологическому образованию / И. Д. Зверев, И. Т. Суравегина, А. Н. Захлебный. М.: АПН ССР, 1991. 50 с.
  6. Клепинина З. А., Аквилева Г. Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе. М.: Академия, 2008. 285 с.
  7. Мельник Л. П. Формирование функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе // Современное образование: актуальные вопросы теории и практики: сб. статей II Международной научно-практической конференции. Пенза: Наука и просвещение, 2022. С. 27–29.
  8. Сурковский Д. В. К вопросу о формировании функциональной математической грамотности в начальной школе // Вызовы современности и стратегии развития общества в условиях новой реальности. М.: ИРОК, 2022. С. 14–18.
  9. Румянцева Л. Н., Грицай Н. В. Развитие естественно-научной грамотности младшего школьника посредством вариативных заданий // Сахалинское образование XXI век. 2022. № 2. С. 32–35.
  10. Гладкова А. С. Состояние окружающей среды и рациональные пути решения на примере г. Томска // Экология и управление природопользованием. На пути к устойчивому развитию: индикаторы устойчивого развития: сб. науч. трудов Третьей Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Томск: Литературное бюро, 2020. Вып. 3. С. 12–13.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».