Психологическая безопасность российских и китайских студентов, проживающих в общежитии

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена изучению психологической безопасности в вузе. Исследование было проведено на выборке российских и китайских студентов, проживающих в общежитии. Были изучены структура и условия психологической безопасности. В структуре психологической безопасности обнаружены связи между отношением к среде и суверенностью психологического пространства личности. Были выявлены культурные различия в отношении к среде родного дома и общежития на выборке студентов из России и Китая. Обнаружена закономерность: автономность психологического пространства влияет на отношение к прочности среды у российских студентов. Показано, что культурно-специфичные особенности могут оказывать существенный вклад в формирование психологического пространства и отношение к среде.

Об авторах

Светлана Юрьевна Жданова

Пермский государственный национальный исследовательский университет

Email: svetlanaur@gmail.com
доктор психологических наук, профессор, завкафедрой Пермь, Россия

Виктория Сергеевна Краева

Пермский государственный национальный исследовательский университет

Email: victori.kraeva@gmail.com
аспирант, ассистент Пермь, Россия

Список литературы

  1. Спартакян Н. С., Синякова М. Г. Уровни анализа проблемы психологической безопасности педагога в современных исследованиях // Инсайт. 2012. № 4 (7). С. 102–113. https://doi.org/10.17853/2686-8970-2021-4-102-113
  2. Баева И. А. Психологическая безопасность студентов, проживающих в общежитии: проблемы и ресурсы // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2015. № 174. С. 36–44.
  3. Тошева Х. Б. О некоторых вопросах адаптации студентов к студенческой жизни в условиях общежития // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Гуманитарные науки. 2017. № 1 (50). С. 214–218.
  4. Динь Тхи Тхиен Ай. Психолого-акмеологические факторы обеспечения психологической безопасности личности иностранных студентов в процессе обучения в российских вузах // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 3. С. 46–47.
  5. Жданова С. Ю., Краева В. С. Особенности восприятия жилой пространственной среды российскими и китайскими студентами // Развитие человека в современном мире. 2018. № 1. С. 99–104.
  6. Гамова С. Н., Красова Т. Д., Чуйкова Ж. В. Научные подходы к изучению психологической безопасности в отечественных и зарубежных исследованиях // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. № 4. С. 1–9. URL: https://mir-nauki.com/PDF/30PDMN420.pdf (дата обращения: 04.01.2024).
  7. Cole C., O’Connell A., Marhefka J., Jablokow K., Mohammad S., Ritter S., & Miller S. How Long Until We Are (Psychologically) Safe? A Longitudinal Investigation of Psychological Safety in Virtual Engineering Design Teams in Education // Design Computing and Cognition’22. Cham: Springer International Publishing, 2023. Р. 767–784.
  8. Turner S., Harder, N., Martin D., Gillman L. Psychological safety in simulation: Perspectives of nursing students and faculty // Nurse Education Today. 105712. 2023. P. 1–7. doi: 10.1016/j.nedt.2023.105712
  9. Баева И. А., Волкова Е. Н., Лактионова Е. Б. Психологическая безопасность образовательной среды: развитие личности. М.: Нестор-история, 2011. 272 с.
  10. Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании. СПб.: СОЮЗ, 2002. 271 с.
  11. Пономарёва Е. Ю. Задачи и содержание психологического сопровождения образовательного процесса в высшей школе // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2016. Вып. 4 (14). С. 7–12.
  12. Полякова О. Б. Особенности стрессоустойчивости будущего педагога // Мир психологии. 2008. № 4. С. 64–75.
  13. Маслоу А. Г. Мотивация и личность. 3-е изд. СПб.: Питер, 2008. 357 с.
  14. Adair K. C., Heath A., Frye M. A., Frankel A., Proulx J., Rehder K. J., ... & Sexton J. B. The Psychological Safety Scale of the Safety, Communication, Operational, Reliability, and Engagement (SCORE) Survey: a brief, diagnostic, and actionable metric for the ability to speak up in healthcare settings // Journal of patient safety. 2022. № 18 (6). Р. 513–520.
  15. Brown S. P., Leigh T. W. A new look at psychological climate and its relationship to job involvement, effort, and performance // Journal of Applied Psychology. 1996. № 81. P. 358–368.
  16. Аргузумцян Р. В., Мурадян Е. Б. Психологические аспекты безопасности личности // Вестник практической психологии образования. 2009. № 1 (18). С. 43–47.
  17. Уваров В.И. Социально-психологическая безопасность личности: влияние внешних и внутренних факторов // Современная психология: материалы V Междунар. науч. конф. Казань: Бук, 2017. С. 19–25.
  18. May D. R., Gilson R. L., Harter L. M. The psychology condition of mean-ingfulness, safety and availability and the engagement of the human spirit at work // Journal of Occupational and Organizational Psychology. 2004. № 77. P. 11–37.
  19. Сыманюк Э. Э. Психологическая безопасность образовательной среды. М., 2004. 80 с.
  20. Альбуханова К. А. О субъекте психической деятельности: методол. проблемы психологии. М.: Наука, 1973. 288 с.
  21. Брушлинский А. В. Проблема субъекта в психологической науке (статья первая) // Психологический журнал. 1991. Т. 12, № 6. С. 3–10.
  22. Безопасная образовательная среда: моделирование и развитие: учеб. пособие / под науч. ред. И. А. Баевой, С. В. Тарасова. СПб.: ЛОИРО, 2017. 265 с.
  23. McClintock A. H., Kim S., Chung E. K. Bridging the gap between educator and learner: the role of psychological safety in medical education // Pediatrics. 2022. № 149 (1). Р. 1–4. doi: 10.1542/peds.2021-055028
  24. Edmondson A. Psychological safety and learning behavior in work teams // Administrative science quarterly. 1999. № 44 (2). P. 350–383.
  25. Нартова-Бочавер С. К. Человек суверенный: психологическое исследование субъекта в его бытии. СПб.: Питер, 2008. 400 с.
  26. Нартова-Бочавер С. К. Опросник «Суверенность психологического пространства» – новый метод диагностики личности // Психологический журнал. 2004. № 25 (5). С. 77–89.
  27. Панюкова Ю. Г. Эмпирическое исследование структурной организации психологической репрезентации пространственно-предметной среды // Экспериментальная психология. 2009. № 2 (3). С. 111–122.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».