Game training as efficient means of vocational choice of generation Z high school students

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The questions of the effectiveness of methods and approaches used in vocational guidance in modern education are considered. The results of the analysis of the state of the modern labor market, as well as the real number of citizens working outside their specialty, are presented. It is indicated that unfavorable statistics are formed due to the absence or illiterate conduct of career guidance activities for modern adolescents in a comprehensive school, which contradicts the main regulatory documents governing the conduct of career guidance work. The article provides a critical analysis of career guidance psychodiagnostic methods currently used, which were created in the second half of the 20th century and do not take into account the specifics of professions, as well as the generational trend of modern adolescents. The authors have developed career guidance interactive game training as an innovative means of career guidance, which is more adaptive in relation to modern high school students – representatives of the Z generation. The results of the experiment showed that the proposed author’s career guidance system in the paradigm “author’s questionnaire – game career guidance training – individual consultations with parents and children” can be considered a more effective tool for the professional orientation of modern schoolchildren compared to other methods used in modern education.

About the authors

Alexander Alexandrovich Tsarsko

National Research Tomsk State University

Email: zarsko@mail.ru
Tomsk, Russian Federation

References

  1. Стало известно, сколько россиян не работают по специальности. URL: https://www.gazeta.ru/business/news/2020/09/10/n_14918648.shtml (дата обращения: 20.06.2022).
  2. Роструд узнал, сколько россиян работают по специальности. URL: https://ria.ru/20170607/1495988368.html (дата обращения: 20.12.2020).
  3. Число самозанятых в России достигло четырех миллионов. URL: https://rg.ru/2022/01/24/chislosamozaniatyh-v-rossii-dostiglo-chetyreh-millionov.html (дата обращения: 21.06.2022).
  4. Труд и занятость в России. 2021: стат. сб. Росстат Т78. M., 2021. 177 c.
  5. Россия движется к тотальному контролю доходов и расходов. URL: https://www.ng.ru/economics/2022-01-11/4_8342_control.html (дата обращения: 07.07.2022).
  6. Минтруд доработает проект по борьбе с теневой занятостью. URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/6149eb2d9a79470a69992642 (дата обращения: 07.07.2022).
  7. Постановление Минтруда РФ от 27.09.1996 N 1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 31.10.1996 N 1186).
  8. Revyakina V. I., Kharina N. V., Sinenko V. Y., Rudneva E. L., Demchenko A. R., Temerbekova A. A. Educational management in the system of orientation of students to the teaching profession // International Review of Management and Marketing. 2016. Vol. 6, № 1. С. 160–164.
  9. Ревякина В. И. Педагогические классы: опыт прошлого и современная практика // Педагогика, 2000. № 5. С. 59–64.
  10. Симакова Т. П., Костюкова Т. А. Особенности педагогической позиции во взаимодействии с семьями обучающихся // Вестник Томского гос. ун-та. 2019. № 444. С. 198–205.
  11. Смышляева Л. Г., Демина Л. С., Титова Г. Ю. Профессиональная проба как педагогическая технология // Высшее образование в России. 2015. № 4. С. 65–69.
  12. Концепция реализации проекта «Билет в будущее». URL: http://rcro.tomsk.ru/wp-content/uploads/2020/04/Kontseptsiya-realizatsii-proforientatsionnogo-proekta-Bilet-v-budushhee-v-2020-godu.pdf (дата обращения: 12 февраля 2021).
  13. Howe N., Strauss W. (1991). Generations: The History of America’s Future, 1584 to 2069. С. 39–41.
  14. Strauss W., Howe N. The Fourth Turning: An American Prophecy. What the Cycles of History Tell Us About America’s Next Rendezvous with Destiny. N. Y.: Broadway Books, 1997. С. 71–83.
  15. Шамис Е. Применима ли теория поколений в России. URL: https://inde.io/article/16113-ekspert-po-teoriipokoleniy-evgeniya-shamis-zavesti-smartfon-putinu-vse-zhe-nuzhno (дата обращения: 23 декабря 2020).
  16. Царско А. А., Костюкова Т. А. Специфика выбора профессии у представителей поколения Z // Антропологические чтения: материалы VIII Антропологических чтений студентов философского и психологического факультетов НИ ТГУ, 25 декабря 2020 г. / Национальный исследовательский Томский. гос. ун-т; отв. ред. Г. И. Петрова, Т. А. Костюкова. Томск: [б. и.], 2020. URL: http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000795940 (дата обращения: 22.03.2021).
  17. Тест профессионального личностного типа Голланда. URL: https://psytests.org/profession/hollandA-run.html (дата обращения: 23 декабря 2020).
  18. Климов Е. А. Как выбирать профессию? Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1990. С. 54–57.
  19. Berufe mit Zukunft: Aktuelle Trends und Perspektiven. URL: https://www.digitale-talente.com/berufe-mitzukunft/ (дата обращения: 18.09.2021).
  20. Автоматизированная цифровая система психолого-педагогического мониторинга (АСППМ). URL: https://asppm.kz/ (дата обращения: 22.05.2022).
  21. Автоматизированная цифровая профориентационная система MyCollege. URL: https://mycollege.kz/ (дата обращения: 22.05.2022).
  22. Юнг К. Г. Психологические типы // Академический проект. 2019. С. 23–25, 27–31, 34–35, 41–42.
  23. Крегер О., Тьюсон Дж. М. Типы людей и бизнес. М.: Персей, 1995. 560 с. С. 17–19, 33–34, 41–42, 139.
  24. Крегер О., Тьюсон Дж. М. Типы людей. 16 типов личности, определяющих, как мы живем, работаем и любим: пер. с англ. М.: Персей, Вече, АСТ, 1995. 544 с. С. 53–55, 79–80, 185.
  25. Крегер О., Тьюсон Дж. М. 16 дорог любви. М.: Персей, 1995. 430 с. С. 14, 370–373.
  26. Богомаз С. А. Билатеральная модель структуры психики: автореф. дис. … д-ра психол. наук. Томск, 1999.
  27. Богомаз С. А. Психологические типы К. Г. Юнга, психофизиологические типы и интертипные отношения. Томск, 2000. С. 11, 21–23, 37–39, 68–69.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».