СОВРЕМЕННОЕ РОДИТЕЛЬСТВО: ТРУДНОСТИ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Для осуществления психолого-педагогической поддержки в воспитании и развитии детей раннего и дошкольного возраста были проанализированы запросы родителей в Центр консультативной помощи, которые затрагивали вопросы воспитания и развития ребенка без явных отклонений в развитии. В качестве эмпирического метода использовался контент-анализ обращений. Были выделены две условные группы запросов. В первую группу вошли обращения, где родители хотели получить совет о том, как правильно воспитывать (развивать) ребенка. Во вторую группу вошли обращения, где родители хотели «исправить» сложившиеся неприемлемые формы поведения, общения, деятельности ребенка. Результаты позволили выявить наиболее востребованные запросы, проанализировать трудности родителей в воспитании, соотнести эти трудности с возрастными периодами и особенностями развития детей. Было выявлено, что основная доля обращений обусловлена следующим: а) родители не имеют представлений о возрастных особенностях детей; б) родители используют неадекватные приемы воспитания, которые приводят к негативным последствиям. Анкетирование родителей позволило установить их желание повысить компетентность в вопросах семейного воспитания, определить предпочтительные формы консультирования, выявить дефицит представлений о возможностях и функциях центров психологического консультирования. Полученные сведения позволили сформировать рекомендательные меры по совершенствованию родительских компетенций посредством организации психолого-педагогического просвещения.

Об авторах

Ольга Михайловна Вербианова

Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева

Email: verbianova@mail.ru
кандидат биологических наук, доцент ул. Дубенского, 8, Красноярск, Россия, 660032

Екатерина Владимировна Улыбина

Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева

Email: fyodorova_90@inbox.ru
старший преподаватель ул. Дубенского, 8, Красноярск, Россия, 660032

Список литературы

  1. Грибанова Д. Я., Минина А. А. Компоненты родительской компетентности по отношению к детям раннего и дошкольного возрастов // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2018. № 4 (35). С. 52–57. URL: https://www.vektornaukipedagogika.ru/jour/article/view/146/124 (дата обращения: 23.10.2022).
  2. Grk M., Čokorilo R. Pedagogical competence and pedagogical education of parents // Practice and Theory in Systems of Education. 2012. Vol. 7, № 3. P. 319–332.
  3. Коваленко Т. В. Родительская компетенция как фактор современного содержания образования // Современные исследования социальных проблем. Modern Research of Social Problems. 2015. № 4 (48). С. 102–113. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/roditelskaya-kompetentsiya-kak-faktor-sovremennogo-soderzhaniyaobrazovaniya/viewer (дата обращения: 18.06.2022).
  4. Вербианова О. М. К вопросу о воспитании ребенка в молодой семье // Психолого-педагогические и социальные условия развития и воспитания ребенка. Красноярск, 2016. С. 16–24. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_26052818_14487588.pdf (дата обращения: 18.06.2022).
  5. Колесов В. И. Роль семьи и семейного воспитания в современном социуме // Инновационные научные исследования. 2022. № 3-1(17). C. 103–109. URL: https://zenodo.org/record/6613188#.Yr64jqhBzIU (дата обращения: 18.06.2022).
  6. Лущенко Э. М. Проблемы и противоречия института родительства в российском обществе // Научные ведомости. Серия: Философия. Социология. Право. 2016. № 3. С. 174–176. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-protivorechiya-instituta-roditelstva-v-rossiyskom-obschestve/viewer (дата обращения: 18.06.2022).
  7. Гумерова Р. Р. Педагогическое просвещение родителей посредством нетрадиционных форм работы ДОУ с семьей // Novaum.ru. 2020. № 23. С. 92–96. URL: http://novaum.ru/public/p1668 (дата обращения: 18.06.2022).
  8. Ларина И. П. Основные направления психолого-педагогического просвещения родителей по профилактике нарушений развития детей раннего возраста // Проблемы современного педагогического образования: сб. науч. тр. Ялта: РИО ГПА, 2020. Вып. 66, ч. 4. С. 151–154. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologopedagogicheskoe-prosveschenie-roditeley-po-profilaktike-narusheniy-v-razvitii-detey-rannego-vozrasta/viewer (дата обращения: 18.06.2022).
  9. Капнина Г. И. Трансформации в восприятии функций семьи в постиндустриальном обществе // Перспективы науки и образования. 2016. 2 (20). С. 34–38. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/transformatsii-vvospriyatii-funktsiy-semi-v-postindustrialnom-obschestve (дата обращения: 18.06.2022).
  10. Казьмин А. М., Словохотова О. В. Дистанционное консультирование родителей в ранней помощи: компетентностный подход // Клиническая и специальная психология. 2019. Т. 8, № 2. С. 159–184. URL: https://psyjournals.ru/files/107553/Kazmin_et_al.pdf (дата обращения: 23.10.2022).
  11. Колмогорова Л. С. Формирование основ психологической культуры супругов в процессе подготовки к замещающему родительству // Вестник Новосибирского гос. пед. ун-та. 2015. № 6 (28). С. 131–139. URL: http://sciforedu.ru/system/files/articles/pdf/20kolmogorova6-15.pdf (дата обращения: 23.10.2022).
  12. Веретенникова В. Б., Шихова О. Ф., Шихов Ю. А. Технология развития базовых компетенций педагогов и родителей дошкольников // Образование и наука. 2019. Т. 21, № 9. С. 154–185. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_41367678_79556863.pdf (дата обращения: 23.10.2022).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».