ОСОБЕННОСТИ САМООТНОШЕНИЯ И ЛИДЕРСКОГО ПОТЕНЦИАЛА У ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗРЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Отсутствие специальных условий, способствующих облегчению развития и реализации человека с глубокой патологией зрения, приводит к увеличению вероятности образования негативных установок в отношении самого себя. Негативное самоотношение отражается на способности включаться в совместную деятельность, затрагивая прежде всего лидерский потенциал. В результате снижается познание самого себя и активность в межличностном взаимодействии.Большинство работ направлено на отслеживание воздействия дефекта зрения на психическое развитие и на изучение процессов компенсации. Целью исследования является изучение особенностей самоотношения и лидерского потенциала, влияющих на включенность в совместную деятельность, считающейся движущей силой психического развития.Представлены данные экспериментального исследования особенностей самоотношения и лидерского потенциала у лиц с ограниченными возможностями зрения и их влияния на развитие сотрудничества в рамках совместной деятельности. Описаны полученные результаты по методикам «Самоотношение» В. В. Столина, С. Р. Пантелеева, «Способность к лидерству» Р. С. Немова и «Арка» А. С. Чернышева, С. В. Сарычева, модифицированный вариант. Рассмотрены различия в самоотношении и способности к лидерству у тотально слепых людей в сравнении со здоровыми, проанализировано влияние выявленных особенностей на развитие сотрудничества в совместной деятельности. Взаимосвязь особенностей самоотношения и лидерского потенциала позволяет создавать оптимальные условия для развития личности людей с ограниченными возможностями зрения.

Об авторах

Татьяна Ильинична Сурьянинова

Курский государственный медицинский университет

Email: asanyast.13@mail.ru
кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и клинической психологии ул. К. Маркса, 3, Курск, Россия, 305041

Анна Алексеевна Степаненко

Курский государственный медицинский университет

Email: asanyast.13@mail.ru
студентка 6 курса факультета клинической психологии г. Курск, ул. К. Маркса 3, 305041

Екатерина Андреевна Дубашевская

Курский базовый медицинский колледж

Email: asanyast.13@mail.ru
преподаватель психологии ул. Горького, 15, Курск, Россия, 305000

Список литературы

  1. Суворина Н. П. Психологическое сопровождение слепых и слабовидящих подростков по формированию Я-концепции как фактора социальной адаптации в школе-интернате // Вестник практической психологии образования. 2021. Т. 18, № 1. С. 71–80. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46411051 (дата обращения: 10.11.2021).
  2. Мерзликина Т. И., Рыскина Л. Л. Организация творчества студентов с ограниченными возможностями здоровья посредством внеурочной деятельности // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2018. № 3. с. 154–160. URL: https://npo.tspu.edu.ru/archive.html?year=2018&issue=3&article_id=6984 (дата обращения: 10.11.2021).
  3. Ревякина В. И., Чеботарева О. В. Отечественный опыт педагогической поддержки слепых учащихся с множественными нарушениями развития: исторический обзор // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2021. № 3. С. 241–247. URL: https://npo.tspu.edu.ru/archive.html?year=2021&issue=3&article_id=8107 (дата обращения: 10.11.2021).
  4. Мезинов В. Н., Люленкова О. Ю. Педагогические условия обеспечения адаптации младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья к учебной деятельности // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2019. № 4. С. 45–52. URL: https://npo.tspu.edu.ru/archive.html?year=2019&issue=4&article_id=7401 (дата обращения: 10.11.2021).
  5. Тарасов И. А. Самоотношение как компонент психологического здоровья личности с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) // Современная наука. 2015. № 1. С. 27–29. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27335430 (дата обращения: 10.11.2021).
  6. Звоненко А. Б. Самоотношение подростков с нарушениями зрения // Царскосельские чтения. 2012. С. 309–314. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21002764 (дата обращения: 10.11.2021).
  7. Корнилова И. Г. Роль зрительного дефекта в формировании самоотношения подростков // Известия Российского гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. 2003. Т. 3, № 6. С. 68–75. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_12893435_55304543.pdf (дата обращения: 10.11.2021).
  8. Степаненко А. А. Особенности самоотношения у лиц с ограниченными возможностями зрения // Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2019» / отв. ред. И. А. Алешковский, А. В. Андриянов, Е. А. Антипов. М.: МАКС Пресс, 2019. URL: https://lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2019/data/16339/89489_uid340281_report.pdf (дата обращения: 10.11.2021).
  9. Сурьянинова Т. И., Дубашевская Е. А. Психологические особенности личности людей с нарушением функции зрения // Научная перспектива. 2016. № 3. С. 51–53. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25811375 (дата обращения: 10.11.2021).
  10. Дубашевская Е. А. Особенности самоотношения и межличностных взаимоотношений людей с нарушением функции зрения в контексте совместной деятельности // Психологические исследования. 2017. Т. 10, № 55. С. 6. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2017v10n55/1477-dubashevskaya55.html#e3 (дата обращения: 10.11.2021).
  11. Волкова И. П. Психосоциальные факторы адаптации и интеграции в общество лиц с глубокими нарушениями зрения // Человек и образование. 2009. № 3. С. 159–164. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihosotsialnye-faktory-adaptatsii-i-integratsii-v-obschestvo-lits-s-glubokimi-narusheniyami-zreniya/viewer (дата обращения: 10.11.2021).
  12. Сурьянинова Т. И., Смирнов Н. В. Особенности совместной деятельности младших школьников // Вопросы психологии. 2017. № 2. С. 58–66. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30752568& (дата обращения: 10.11.2021).
  13. Краткий психологический словарь / ред. А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский; ред.-сост. Л. А. Карпенко. 2-е изд., расширенное, испр. и доп. Ростов н/Д: Феникс, 1998. 512 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».