MODERN APPROACHES TO THE FORMATION OF INTERDISCIPLINARY COMPETENCIES OF TEACHERS-DEFECTOLOGISTS

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Trends in the training of defectologists are considered, taking into account the historical aspect and analysis of the current state of the problem. The main directions that determine the trends in the formation of interdisciplinary competencies are determined, the reasons are indicated and the existing historical experience of training interdisciplinary specialists is analyzed. The reasons for the need to include interdisciplinary technologies and forms of interaction in the training of specialists are highlighted. Various types of professional activities of teacher-defectologists in the conditions of inclusive education presuppose the presence of professional and personal competencies, which dictates the need to expand the interdisciplinary approach by revising the methods of conducting lectures through the use of search, research activities of students, solving various professional tasks within the content of the curriculum based on the use of the principle of interdisciplinarity. Various forms of conducting lectures and practical classes are analyzed, organizational parameters are determined. The emphasis is made on the application of the methods of conducting lectures, using the search, research activities of students, which makes it possible to enrich literacy in related areas of defectological science. The authors indicated the need to introduce the content of professional disciplines for solving defectological problems through the establishment of interdisciplinary connections, using interactive test tasks of a different nature. An innovative form of control in the form of a practice-oriented exam has been determined, which allows to determine the readiness of a future specialist to solve professional problems.

About the authors

Natalya Vladimirovna Kryukovskaya

Yanka Kupala State University of Grodno

Email: n.krukovskaya@grsu.by
ul. Zakharova, 32-3, Grodno, Belarus, 230000

Natalya Anatolyevna Myodova

Tomsk State Pedagogical University

Email: medov@sibmail.com
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061

References

  1. Замятина О. М., Мозгова Д. А., Семенова Н. А. Проблемы оценки профессионализма и уровня компетенций педагога общего и профессионального образования // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2021. Вып. 6 (40). С. 125–131. doi: 10.23951/2307-6127-2021-6-125-131
  2. Аслаева Р. Г. Стратегия социально-профессиональной подготовки дефектологов в педагогическом вузе: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Ижевск, 2011. 42 с.
  3. Калиниченко А. В. Становление высшего дефектологического образования в России в XX веке – первом десятилетии XXI века: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Чита, 2014. 23 с.
  4. Никифорова А. В. Перспективы развития высшего дефектологического образования в связи с переходом на уровневую систему профессиональной подготовки // Вестник Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2013. Вып. 9 (137). С. 44–50.
  5. Кащенко В. П. Педагогическая коррекция. М., 1994. 224 с.
  6. Сергеева А. И. Современные тенденции профессиональной подготовки дефектологов в вузе // Вестник Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2016. Вып. 5 (170). С. 42–46.
  7. Солодянкина О. В. Разработка документов по моделированию и определению путей формирования компетенций выпускника вуза (теоретические и методические аспекты): учеб. пособие. Ижевск: Удмуртский ун-т, 2015. 70 с.
  8. Абакумова Н. Н., Истомина Н. Н. Компетентностный подход в учреждениях общего и высшего профессионального образования: реализация и диагностика // Вестник Томского гос. ун-та. 2007. № 297. С. 33–38.
  9. Бондарева О. А. Нормативно-правовая база и методическое обеспечение формирования профессиональных компетенций бакалавра в условиях реализации ФГОС // Ученые записки Орловского гос. ун-та. Серия «Гуманитарные и социальные науки». 2012. № 5. С. 299–303.
  10. Лобанов А. П., Дроздова Н. В., Радчикова Н. П. Универсальные компетенции студентов и магистрантов: динамика и структура. URL: https://elib.bspu.by/bitstream/doc/15123/1/Lobanov-statya.pdf (дата обращения: 09.12.2021).
  11. Ахремова З. И., Крюковская Н. В. Организация процесса обучения слушателей специальности «Логопедия» на факультете переподготовки специалистов // Социализация личности на разных этапах возрастного развития: опыт, проблемы, перспективы: сб. науч. ст. Гродно, 2020. С. 9–13.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».