PROFESSIONAL AND PERSONAL QUALITIES OF ENGINEERS

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article considers the current state of research on psychological characteristics of representatives of engineering professions. A review of empirical studies over the past 12 years, devoted to the study of the psychological characteristics of professionals in various engineering specialties and students enrolled in the relevant areas of training, has been carried out. The analysis of the features of the organization of research, the subject of research and the methods used, on the basis of this, four main areas of research are distinguished: determination of factors affecting the parameters of professional activity; assessment of the severity of individual personality traits; determination of the features of the formation of professionally important qualities of an engineer; analysis of students’ ideas about the personal qualities required by engineers. It is indicated that studies that use the method of expert assessment prevail, while there are no detailed characteristics of the assessed qualities, and the organization of research does not allow identifying psychological characteristics specific only to engineers. The cognitive, individual-typological and personal qualities of engineers, which were distinguished in studies of different years, are described. Most often, the personal qualities of engineers include: volitional qualities (restraint, self-control, perseverance, etc.), qualities in which the attitude to work is manifested: responsibility, pedantry, conscientiousness, etc. qualities, self-confidence, courage, determination, independence, professional mobility, general culture, spiritual needs, the need for self-education and readiness for it, stress resistance. The necessity of forming the social qualities of the engineer’s personality, the development of volitional traits: the processes of planning, modeling, control, evaluation of one’s own activity is emphasized. It is concluded that it is necessary to organize professional and comparative studies to highlight the personality traits of a modern engineer.

About the authors

Tatyana Petrovna Kovalenok

Russian State Agrarian University – Timiryazev Agricultural Academy

Email: tkovalenok@yandex.ru
ul. Timiryazevskaya, 58, Moscow, Russian Federation, 127550

References

  1. Кубрушко П. Ф., Зорин И. В. Высокие технологии и непрерывное образование // Вестник РМАТ. 2017. № 4. С. 25–28.
  2. Радаев В.В. Миллениалы на фоне предшествующих поколений: эмпирический анализ // Социологические исследования. 2018. № 3. С. 15–33.
  3. Современное высшее образование: теория и практика / А. Ю. Нагорнова и др. Ульяновск: Зебра, 2020. 602 с.
  4. Ермолаева М. В., Исаев Е. И., Лубовский Д. В. Развитие личностных качеств студентов в ходе обучения в магистратуре // Психологическая наука и образование. 2020. Т. 25, № 2. C. 33–43.
  5. Васильева Е. Н., Щербаков А. В. Гендерная специфика личностного компонента в структуре карьерного потенциала на начальном этапе обучения в вузе // Психологическая наука и образование. 2020. Т. 25, № 1. C. 26–35.
  6. Митина Л. М., Митин Г. В. Психологический анализ проблемы маргинализма, прокрастинации, выученной беспомощности как барьеров личностно-профессионального развития человека // Психологическая наука и образование. 2020. Т. 25, № 3. C. 90–100.
  7. Балакшина Е. В. Профессиональная инженерная деятельность: проблема надежности // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 6 (117). С. 114–121.
  8. Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности. М.: ПЕР СЭ, 2001. 511 с.
  9. Direito I., Chance Sh., Malik M. The study of grit in engineering education research: a systematic literature review // European Journal of Engineering Education. 2021. Vol. 46, is. 2. P. 161–185.
  10. Шелепова Е. С. Психологические характеристики личности инженера-проектировщика как субъекта профессиональной деятельности // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2008. Т. 14, № S. С. 87–91.
  11. Molen Ht., Schmidt H. G., Kruisman G. Personality characteristics of engineers // European Journal of Engineering Education. 2007. Vol. 32, № 5. P. 495–501.
  12. Дружилов С. А. Основы психологии профессиональной деятельности инженеров-электриков. М.: Академия естествознания, 2010. 119 с.
  13. Майборода Т. А. Когнитивные закономерности и механизмы личностно-профессионального развития инженера // Акмеология. 2009. № 4. С. 39–45.
  14. Ефимова Н. С. Критерии личностной готовности будущих инженеров к безопасной профессиональной деятельности // Вестник МГППУ. Серия: Педагогика. 2014. № 4 (30). С. 34–41.
  15. Подбуцкая Н. В. Анализ профессионально важных качеств будущих инженеров // Science and education a new dimension. Pedagogy and psychology. 2015. Vol. III (32), is. 63. Р. 81–84.
  16. Хайруллина Э. Р., Масалимова А. Р., Богданова В. И. Экспертное исследование профессиональных компетенций и личностных качеств инженеров-технологов сотрудниками и преподавателями // Казанский педагогический журнал. 2016. № 1. С. 109–115.
  17. Кузюкова А. В., Цыгулева М. В. Профессиональная мобильность инженера нового поколения // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2018. № 2 (32). С. 105–112.
  18. Каплина С. Е. Представления современных студентов об образе инженера // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журнал. 2019. Т. 7, № 3 (26). С. 524–537.
  19. Коган Е. А. Успешный человек глазами будущих инженеров // Человеческий капитал. 2020. № 3 (135). С. 120–128.
  20. Тучина О. Р., Бурлаченко Л. С. Профессиональная идентичность современного инженера: субъектный подход // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9, № 3 (32). С. 402–405.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».