IMPLEMENTATION OF A COMMUNICATIVE APPROACH TO THE DIAGNOSIS AND CORRECTION OF COMMUNICATIVE AND SPEECH DISORDERS IN OLDER PRESCHOOLERS WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The paper presents a study that implements a communicative approach to the diagnosis and correction of communicative-speech disorders in children with speech disorders. The results of a theoretical and experimental study of the communicative-speech development of older preschoolers with general speech underdevelopment, indicating the poverty of children’s motivational impulses in communicating with a partner, a low level of development of verbal means, a low communicative orientation of speech, lack of interest in contacts, inability to navigate in communication situations, are presented. lack of desire to develop dialogue. The possibility of using a logo psychological approach in the correction of communicative-speech disorders in older preschoolers with general speech underdevelopment is substantiated, aimed at mastering the norms and values adopted in society and the need to integrate the correctional and educational process for the development of speech and full-fledged communication skills in older preschoolers. A system of correctional and developmental integrated lessons is proposed, during which the teacher – speech therapist, simultaneously solves speech therapy and psychological tasks using speech therapy training and case technology, which encourage older preschoolers to develop an active position, defend their point of view, form communicative activity on the basis of verbal interaction in groups. The importance of using work in dyads in organizing dialogical communication of older preschoolers is indicated. The effectiveness of the implemented logo psychological program is confirmed by the results of the control section presented in the article.

About the authors

Elena Ermolaevna Dmitriyeva

Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minin

Email: dmitrievaele@gmail.com
ul. Ul’yanova, 1, Nizhny Novgorod, Russian Federation, 6030605

Nadezhda Viktorovna Sukharnikova

Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minin

Email: suharnikovanv@std.mininuniver.ru
ul. Ul’yanova, 1, Nizhny Novgorod, Russian Federation, 6030605

References

  1. Кузьмина Т. И. Диагностика Я-социального у младших школьников с интеллектуальными нарушениями // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, № 4. 17 с.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г., № 1155. М., 2013. 96 с.
  3. Дмитриева Е. Е. Коммуникативный подход к изучению речевого развития старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2018. № 8. С. 118–122.
  4. Дмитриева Е. Е. Развитие общения со взрослым и сверстником у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Нижний Новгород: Мининский ун-т, 2017. 101 с.
  5. Дмитриева Е. Е., Двуреченская О. Н. Реализация коммуникативного подхода к развитию речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-3. С. 39–43.
  6. Волковская Т. Н., Левченко И. Ю. Коммуникативный подход в контексте современной методологии психолого-педагогической помощи детям с недостатками речевого развития // Дефектология. 2020. № 3. С. 17–21.
  7. Круглова Н. В. Взаимосвязь характеристик сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с успешностью совместного решения задачи // Право. Экономика. Психология. 2021. № 1 (21). С. 95–101.
  8. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение. Развитие диалогического общения: методическое пособие для воспитателей. 2-е изд. М.: Мозаика-Синтез, 2005. 120 с.
  9. Даутова О. Б. Образовательная коммуникация. Традиционные и инновационные технологии. СПб.: КАРО, 2018. 93 с.
  10. Буянова О. В. Коррекция коммуникативно-речевого развития у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами логопсихологического тренинга // Проблемы современного педагогического образования, 2019. № 65-С. С. 69–72.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».