MODERN (NEO-)SHAMANS OF MOUNTAIN SHORIIA

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

In this article, using the example of the shamanic ritual Shachyg (sprinkling, treatment of the spirits of the mountains and rivers), the ritual activity of the so-called modern shamans who have not undergone the ordeals of the “shamanic disease” is considered. They are “discovered” by a more experienced local who has sometimes attended training courses with Khakass or Tuvan shamans and has the relevant credentials. Some Kams also spoke of the shamanic gift being inherited within the family from grandfathers or grandmothers. The Shachyg ritual was performed in 2019 in Tashtagol by S. Teneshev (born in 1973) and other shamans on the Day of Indigenous Peoples of the World. At the beginning of the ritual, the reason for the ceremony is stated, and the most "painful" current problems of the whole people or a certain group of participants are listed, which can be solved with the help of higher powers. The example of a ritual text has shown that the language of ritual texts is reduced to the everyday level and is very poor. In the text of S. Teneshev that we studied, there are Russicisms, interjective exclamations, names of geographical places (e.g., the mountain Mustag), Belkovo (a suburb of Tashtagol ), but no archaisms and vocabulary connected with shamanism, and there are no allegories, similes and other means of expression characteristic of earlier records of rituals. He mentions only the god Kudai, the spirits of mountains and rivers, and the spirit of fire. However, the ritual itself is characterized by detailed treatment of the spirits of rivers and mountains, the use of ritual objects during the ritual (tambourine tӱur, kai-komus), and the presence of national costumes. During the ritual, S. Teneshev, together with other shamans, asks various eezi spirits for a majestic holiday and blessings for all the Shors present: people preserving their native language, wealth, growth of livestock, childbearing, health, happiness, and good luck. This ritual is particularly interesting because in the context of globalization, with the departure of the authentic carriers of the traditional worldview in modern society, there is a demand for the revival and maintenance of national traditions through the reconstruction and popularization of shamanistic rituals, the so-called “neo-shamanism”. It is very important that researchers record these processes, analyze the material, ethnographic, and textual components of the "new" rituals, and compare them in the future with the authentic shamanic rituals recorded in the 20th century and with the global trends of neo-shamanism.

About the authors

Ljubov Nikitovna Arbachakova

Institute of Philology of the Siberian Division RAS

Email: anzass@mail.ru
Novosibirsk, Russia

References

  1. Алексеев Н. А. Шаманизм тюркоязычных народов Сибири. Новосибирск, 1984. 232 с.
  2. Арбачакова Л. Н. Современные шорские шаманы и их атрибуты // Сибирский музыкальный альманах, 2002. № 3. Новосибирск, 2004. С. 334–339.
  3. Арбачакова Л. Н., Кузьмина Е. Н. Поэтика текстов шорских камланий // Томский журнал лингвистических и антропологических исследований (Tomsk Journal of Linguistics and Anthropology). 2018. Вып. 2 (20). С. 75–79.
  4. Арбачакова Л. Н. Поэтика текста камлания «Эски чурт» // Мельниковские чтения: материалы Второй региональной научно-практической конференции. Новосибирск: ООО Издат. дом “Сова”, 2006. 295–301 с.
  5. Вербицкий В. И. Алтайские инородцы. Москва, 1893 (репринтное издание, Горно-Алтайск, 1993). 268 с.
  6. Дыренкова Н. П. Вода, горы и лес по воззрению турецких племен Алтайско-Саянского нагорья // Тюрки Саяно-Алтая: статьи и этнографические материалы. СПб.: МАЭ РАН, 2012, с. 173 (408 с.) (Серия «Кунсткамера – Архив». Т. VI).
  7. Кимеев В. М. Шорцы. Кто они? Кемерово: Кемеровское книжное изд-во. 1989 г. 187 с.
  8. Назаренко Р. Б., Арбачакова Л. Н. Шаманская традиция шорцев: музыка и поэтика // Алтай и Центральная Азия: Культурно-историческая преемственность. Горно-Алтайск, 1999. С. 261–263.
  9. Сыченко Г. Б. Типология шаманского интонирования шорцев // Народная культура Сибири: материалы X науч.-практич. семинара Сибирского регионального вузовского центра по фольклору. Омск, 2001. С. 82–87.
  10. Сыченко Г. Б. Корреляция вербальной и музыкальной структур шорского шаманского текста // Гуманитарные науки в Сибири. Новосибирск, 2002. № 4. С. 60–65.
  11. Сыченко Г. Б. Музыкально-поэтические традиции шорского фольклора // Фольклор шорцев / сост. Л. Н. Арбачакова. Новосибирск: Наука, 2010. 608 с. (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока. Т. 29) C. 41–71.
  12. Потапов Л. П. Алтайский шаманизм. Ленинград, 1991. 319 с.
  13. Ойноткинова Н. Р. Концепты JАРГЫ ‘суд, решение’, ‘благодать, благо’ и БЫЙАН ‘благословение’, ‘благо, благодать’ в шаманских текстах алтайцев. Сибирский филол. журнал № 4. Новосибирск, 2019. C. 33–46.
  14. Фольклор шорцев / сост. Л. Н. Арбачакова. Новосибирск: Наука, 2010. 608 с. (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока. Т. 29).
  15. Функ Д. А. Миры шаманов и сказителей: комплексное исследование телеутских и шорских материалов. М.: Наука, 2005. 398 с.
  16. Шорский фольклор / зап., пер., вступ. ст., примеч. Н. П. Дыренковой. М; Л.: Изд-во АН СССР, 1940. 448 с.
  17. Харитонова В. И. «А у нас все шаманы – православные...»: современный (нео)шаманизм и проблема культурной идентичности // Сибирские исторические исследования. 2016. № 1. С. 105–133.
  18. Хлопина И. Д. Из мифологии и традиционных религиозных верований шорцев (по полевым материалам 1927 г.) // Этнография народов Алтая и Западной Сибири. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1978. С 70–89. URL: https://rossaprimavera.ru/news/1a4dcc98; http://idkontakt.ru/news/gorod/3324

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».