The Duck in the Mythological Views of the Buryats

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Studying the symbolic complex of wild fauna as part of the general worldview of the peoples of Russia is one of the critical tasks of Russian ethnography. In order to solve this problem, fundamental studies of the material of individual ethnic groups (Russians, Veps) have been carried out. In this regard, it remains relevant to conduct further research on this topic, including the culture of other peoples. One of the central ornithomorphic images in the traditional worldview of many peoples of Eurasia is the image of the duck, which is due to its extensive habitat and the utilitarian value it has as an object of meat hunting. This image is ambiguous and characterized by an ambivalent meaning. This topic has not yet been explored in Buryat ethnography. This article is dedicated to the image of the duck in the mythological imagination of the Buryats. The work is based on folkloristic, linguistic, and ethnographic sources. The main method used in the work is the structural-semiotic method, which makes it possible to determine the symbolism reflecting the ideas about the duck. This waterfowl did not belong to the category of sacred, totemic animals, and the Buryats did not avoid its meat. It is pointed out that of the two Buryat duck names – hono and nugahan – the latter is the bird’s generic name and has a common Mongolian origin. It is emphasized that the image of the duck in Buryat mythology is polysemantic and ambiguous. According to traditional Buryat belief, the duck symbolizes the female principle. This water bird was associated with two spheres of life – the sky and the water - and served as a mediator between them. Its image was inscribed in the Buryats’ cosmogonic ideas about the world’s creation. In mythology and folklore, the duck was ascribed to a therapeutic function. The idea of a person turning into a duck is associated with a duck (turpan). The motif of the transformation of the soul of the deceased into a duck has also been passed down. In the folk symbolism of the Buryats, the duck has a negative connotation.

About the authors

Andrey Andreevich Badmaev

Institute of Archaeology and Ethnography of Siberian branch RAS

Email: badmaevaa@ngs.ru
Novosibirsk, Russia

References

  1. Бадмаев А. А. Образ собаки в традиционном мировоззрении и ритуале бурят // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2023. № 49. С. 30–43.
  2. Бардаханова С. С. Малые жанры бурятского фольклора. Пословицы, загадки, благопожелания. Улан-Удэ, 1982. 208 с.
  3. Беннигсен А. П. Легенды и сказки Центральной Азии. СПб., 1912. 168 с.
  4. Большой академический монгольско-русский словарь: Монгол орос дэлгэрэнгүй их толь / под общ. ред. А. Лувсандэндэва и Ц. Цэдэндамба; отв. ред. Г. Ц. Пюрбеев. М.: Academia, 2001–2002. 2198 с.
  5. Бурнаков В. А. Образ утки в традиционном мировоззрении хакасов // Проблемы археологии, этнографии и антропологии Сибири и сопредельных территорий. Материалы Годовой итоговой сессии ИАЭТ СО РАН, 2017. Т. XXIII. С. 471–473.
  6. Буряад-ород толи. Бурятско-русский словарь / сост. К. М. Черемисов, Л. Д. Шагдаров: в 2 т. Улан-Удэ: Республиканская типография, 2010. Т. I: А–Н. 636 с.
  7. Бурятские народные сказки. Улан-Удэ: Республиканская типография, 2002. 456 с.
  8. Гура А. В. Символика животных в славянской народной традиции. М.: Индрик, 1997. 912 с.
  9. Гэсэр. Бурятский народный героический эпос. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1986. Т. I. 288 с.
  10. Дамдинов Д. Г. О верованиях ононских хамниган. Улан-Удэ: Соел, 1998. 90 с.
  11. Коблик Е. А. Разнообразие птиц (по материалам экспозиции Зоологического музея МГУ). М.: Изд-во МГУ, 2001. Ч. 1. 384 с.
  12. Краткий дагурско-русский словарь / сост. Г. Тумурдэй, Б. Д. Цыбенов. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2014. 236 с.
  13. Линденау Я. И. Описание народов Сибири (первая половина XVIII века): историко-этногр. материалы о народах Сибири и Северо-Востока. Магадан, 1983. 176 с.
  14. Люцидарская А. А., Мелешко Е. М. Орнитологические сюжеты в религиозных представлениях и мифотворчестве народа манси // Зеркала культур: памяти А. М. Сагалаева. Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2019. С. 140–151.
  15. Миллер Г. Ф. Описание сибирских народов / изд. А. Х. Элерт, В. Хинтцше. М.: Памятники исторической мысли, 2009. 456 с. (Источники по истории Сибири и Аляски из российских архивов: VIII. I: Герард Фридрих Миллер. Этнографические труды. Часть 1).
  16. Митрошкина А. Г. Бурятская антропонимия. Новосибирск: Наука, 1987. 222 с.
  17. Напольских В. В. Миф о возникновении земли в прауральской космогонии: реконструкция, параллели, эволюция // СЭ. 1990. № 1. С. 65–74.
  18. Поппе Н. Н. Монгольский словарь Мукаддимат Ал-Адаб. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1938. 566 с. (Тр. ИВ АН СССР; Т. XIV).
  19. Потанин Г. Н. Очерки Северо-Западной Монголии. СПб., 1883. Вып. 4: Материалы этнографические. 1026 с.
  20. Сказания бурят, записанные разными собирателями // Зап. ВСОИРГО. 1890. Т. 1, вып. 2. 160 с.
  21. Тресиддер Дж. Словарь символов. М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. 448 с.
  22. Хадахнэ К. Легенда о сотворении мира и человека (варианты кахинских бурят) // Жизнь Бурятии. 1926. № 1–3. С. 32–38.
  23. Хальмг-орс толь. Русско-калмыцкий словарь / под ред. Б. Д. Муниева. М.: Русский язык, 1977. 765 с.
  24. Хамниганско-русский словарь / отв. ред. Д. Г. Дамдинов. Иркутск: Оттиск, 2015. 364 с.
  25. Хангалов М. Н. Собрание сочинений. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1960. Т. 3. 421 с.
  26. Цыбиктаров А. Д. Бурятия в древности. История (с древнейших времен до XVII века). Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 1999. Вып. 3. 266 с.
  27. Чжао Ц. Звери и птицы как символы в китайской культуре / Чжао Цзунфу, Лю Юнхун. Пекин: Шанс; СПб.: КАРО, 2013. 236 с. (Серия: Культура и история Китая: Символика китайской культуры).
  28. Чувашская мифология: этнографический справочник. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2018. 591 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».