Spring as an Element of a Small Homeland in the Tradition of the Cis-Baikal Buryats: Image, Status, Functions

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

For the Buryats, the concept of the motherland is not abstract but filled with concrete content, the main components of which are the natural elements of the ancestral territory: an ancestral mountain, a river or lake, fields and meadows, forests, individual groves, trees, and stones. These objects also include springs. The relevance of the work arises from the insufficient research into the cult of water in the Buryat tradition in general and mineral springs in particular. The aim of the article is to examine the features of the existence of the water cult and the place of mineral springs in the tradition of the Cis-Baikal Buryats living north of Lake Baikal. The study’s objectives included examining the image of water sources, their status, and their functions in the tradition of the CisBaikal Buryats. The sources of the study were historical and ethnographic, folklore materials, and materials from the author’s field research. A comparative historical method was used in the study, which helps identify commonalities in understanding and appreciating natural phenomena in the culture of the Turkic-Mongolian peoples. The study suggests that the Cis-Baikal Buryats retained ideas about “living” water – the water of some springs and lakes was associated with it. However, the cult of healing springs, the Arshans, did not develop in the CisBaikal Buryat tradition for several reasons: 1. The generic status of a water source, which determines the relevance of ideas about the territorial boundaries of the effectiveness of its therapeutic effect. 2. Spring water acquired magical healing properties in the process of ritual transformation with the active participation of a shaman. Such water could cure any disease. In this regard, the classification of mineral springs according to their medicinal properties may not have been relevant. 3. Moreover, in Transbaikalia, much of the work on the popularization of arshans, including their discovery and the determination of the medicinal properties of water, was done by the Buddhist church, whose influence did not extend to Cis-Baikal

About the authors

Marina Mikhaylovna Sodnompilova

Institute for Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies SB RAS

Email: sodnompilova@yandex.ru
Ulan-Ude, Russia

References

  1. Петри Б.Э. Элементы родовой связи у северных бурят // Сибирская живая старина. 1924. Вып. 2. С. 98–126.
  2. Михайлов Т.М. Бурятский шаманизм: история, структура, социальные функции. Новосибирск: Наука, 1987. 287 с.
  3. Галданова Г.Р. Доламаистские верования бурят. Новосибирск: Наука, 1987. 113 с.
  4. Ламаизм в Бурятии XVIII – начала XX в. / Г.Р. Галданова, К.М. Герасимова, Д.Б. Дашиев, Г.Ц. Митупов. Новосибирск: Наука, 1983. 233 с.
  5. Шагланова О.А. Традиционные верования тункинских бурят (вторая половина XIX – XX в.). Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2007. 179 с.
  6. Содномпилова М.М. Мир в традиционном мировоззрении и практической деятельности монгольских народов. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2009. 366 c.
  7. Содномпилова М.М. Между медициной и магией: практики народной медицины в культуре монгольских народов (XVII–XIX вв.). М.: Наука – Восточная литература, 2019. 205 с.
  8. Содномпилова М.М. Сакральное пространство этнической Бурятии: культ целебных родников // Oriental Studies. 2024. Т. 17, № 2. C. 389–400.
  9. Бильдзюкевич Г.С. Живописный альбом с приложением краткого описания замечательнейших видов и местностей на берегах р. Шилки, Амура и Восточного океана 1859 г. / сост., комм. Е.Н. Туманик. Новосибирск: ОИИФФ СО РАН, 2005. 128 с.
  10. Горячие воды Восточной Сибири. URL: http://irkipedia.ru/content/goryachie_vody_vostochnoy_sibiri (дата обращения: 14 июля 2024 г.)
  11. Полевые материалы автора ПМА 1: 2024 г., с. Надеино Тарбагатайского района Республики Бурятия, С.В. Хомяков, 1990 г.р.
  12. Нацов Г.-Д. Материалы по истории и культуре бурят. Ч. I / пер. и прим. Г.Р. Галдановой. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1995, 156 с.
  13. Манжигеев И.А. Бурятские шаманистические и дошаманистические термины. Опыт атеистической интерпретации. М.: Наука, 1978. 125 с.
  14. Балдаев С.П. Родословные предания и легенды бурят. Ч. 1. Булагаты и эхириты. Улан-Удэ: Республиканская типография, 2010. 360 с.
  15. Бутанаев В.Я., Монгуш Ч.В. Архаические обычаи и обряды саянских тюрков. Абакан: Изд-во Хакасского гос. ун-та, 2005. 196 с.
  16. Михайлов В.А. Религиозная мифология. Улан-Удэ: Соёл, 1996. 111 с.
  17. Хангалов М.Н. Собрание сочинений: в 3 т. Т. I. Улан-Удэ: Бурятское книжное изд-во, 1958. 550 с.
  18. Хандагурова М.В. Обрядность кудинских и верхоленских бурят во 2-й половине ХХ в. (бассейнов верхнего и среднего течения рек Куда, Мурино и Каменка). Иркутск: Амтера, 2008. 228 с.
  19. Айыжы Е.В. Обряды жизненного цикла тувинцев России, Монголии и Китая: традиции и инновации: дис. … д-ра ист. наук. Кызыл, 2024. 344 с.
  20. Попов A.A. Материалы по истории религии якутов бывшего Вилюйского округа. Л., 1949 // Сборник МАЭ. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1949. Т. IX. C. 255–323.
  21. Полевые материалы автора ПМА 2: 2005 г., с. Торы Тункинского района Республики Бурятия, Шагланова О.А. 1976 г.р.
  22. Цыденов Э.М. К некоторым обрядам в современном бурятском шаманизме // Вестник Бурятского государственного университета. История. 2012. № 8. С. 242–247.
  23. Содномпилова М.М. Семантика жилища в традиционной культуре бурят. Иркутск: Радиан, 2005. 218 с.
  24. Хангалов М.Н. Собрание сочинений: в 3 т. Т. II. Улан-Удэ: Бурятское книжное изд-во, 1959. 443 с.
  25. Полевые материалы автора ПМА 3: 2024 г., с. Олой Иркутской области, Болхосоев С.Б. 1971 г.р.
  26. Полевые материалы автора ПМА 4: 2024 г., г. Улан-Удэ, Бильтрикова А.В. 1967 г.р.
  27. Багдарыын Сюлбэ. Топонимика Якутии. Краткий научно-популярный очерк. Якутск: Якутское книжное изд-во, 1985. 143 с.
  28. Гоголев А.И. Историческая этнография якутов: учебное пособие. Якутск: изд-во ЯГУ, 1983. 103 с.
  29. Винокуров В.В. Космологические представления в эпических произведениях долган, эвенков и якутов // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Серия: Эпосоведение. 2019. № 4 (16). С. 69–79.
  30. Полевые материалы автора ПМА 5: 2023 г., с. Хатар-Хадай Иркутской области, Матошкина Н.И. 1952 г.р.
  31. Алексеев Н. А. Традиционные религиозные верования якутов в XIX – начале XX в. Новосибирск: Наука, 1975.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».