Анализ факторов, влияющих на несущую способность автомобильной дороги с покрытием капитального типа

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Несущая способность автомобильной дороги является одним из важнейших показателей для эффективной её эксплуатации. При снижении данного показателя значительно снижается пропускная способность дороги. Особенно это актуально при сезонной вывозке древесины по лесовозным дорогам. Для сохранения несущей способности автомобильной дороги её следует правильно эксплуатировать, учитывая все негативные факторы. В настоящее время изучено множество зависимостей и предложены мероприятия по снижению отрицательного воздействия на автодорогу. Однако в сложных автодорожных процессах уже необходимо использовать многофакторное моделирование. Целью настоящего исследования является определение факторов, влияющих на несущую способность автомобильной дороги с покрытием капитального типа, а также их значимость. Для исследования, по результатам литературного анализа, определены 35 факторов. Условно каждый фактор отнесён к одной из групп: природно-климатическая, технологическая, эксплуатационная. Анализ факторов проводился по результатам экспертных оценок. Экспертами являлись инженерно-технические работники автодорожных предприятий, сотрудники Министерства транспорта Красноярского края и представители кафедры автомобильных дорог и городских сооружений Сибирского федерального университета. Всего в оценке участвовало 18 человек. При анализе оценок определены весомости каждого фактора. Наибольшая весомость с суммой 9,2 % у показателей «Влажность грунта» и «Материал дорожной одежды». Также можно выделить факторы с весомостью более 0,04. Количество таких показателей равно 6, именно на них следует воздействовать, в первую очередь, при управлении несущей способностью. Кроме того, были определены 17 из 35 факторов с показателем весомости менее 0,025, их оценки незначительные. При оценке дисперсии и вариации согласованность мнений экспертов определена как удовлетворительная. В целом результаты исследований согласуются с ранее полученными данными, представленными в авторитетных научных изданиях. В дальнейших исследованиях, при проведении лабораторных испытаний необходимо учитывать 6 наиболее значимых факторов: влажность грунта; материал дорожной одежды: температура воздуха и солнечная радиация; величина нагрузки на ось транспортного средства и показатель давления в автомобильных шинах; количество повторений приложения тяжёлой нагрузки и интервал между этими приложениями; плотность слоёв дорожной одежды и земляного полотна.

Об авторах

Александр Петрович Мохирев

ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет»

Автор, ответственный за переписку.
Email: ale-mokhirev@yandex.ru

Вадим Вячеславович Серватинский

ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет»

Email: VServatinsky@sfu-kras.ru

Павел Олегович Дудин

ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет»

Email: pahadd2@gmail.com

Мария Николаевна Сорокина

ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет»

Email: msorokina@sfu-kras.ru

Иван Александрович Мохирев

ФГБОУ ВО «Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)»

Email: mohirevivan@yandex.ru

Анжела Романовна Соколова

ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет»

Email: anzhela_sokolova_2003@mail.ru

Список литературы

  1. Enhancing quality of road pavements through adhesion improvement / V. G. Kozlov, A. V. Skrypnikov, S. I. Sushkov [et al.] // Journal of the Balkan Tribological Association. 2019. Vol. 25, no. 3. P. 678—694
  2. Increasing the logging road efficiency by reducing the intensity of rutting: mathematical modeling / A. Y. Manukovsky, I. V. Grigorev, V. A. Ivanov [et al.] // Journal of Mechanical Engineering Research and Developments. 2018. Vol. 41, no. 2. P. 35—41. doi: 10.26480/jmerd.02.2018.36.42
  3. Качанов С. А., Нигметов Г. М. Диагностика и мониторинг конструктивных систем автомобильных дорог // Технологии гражданской безопасности. 2009. Т. 6, № 1-2 (19-20). С. 82—87
  4. Сафиуллин Р. Р. К вопросу о методике расчёта размера вреда, причиняемого дорожному полотну при транспортировании тяжеловесных грузов автомобильным транспортом в РФ // Известия ТулГУ. Технические науки. 2015. № 5-1. С. 111—117
  5. Сафиуллин Р. Р., Горев А. Э. К вопросу оптимизации планирования перевозочного процесса тяжеловесных грузов автомобильным транспортом // Вестник гражданских инженеров. 2018. № 5 (70). С. 190—195. doi: 10.23968/1999-5571-2018-15-5-190-195
  6. Safiullin R. N., Reznichenko V. V., Safiullin R. R. The software adaptive system for managing the heavy cargo transportation process based on the automated vehicle weight and size control system // Journal of Physics: Conference Series, Saint Petersburg, 23—24 April, 2020. Saint Petersburg, 2021. P. 012063. doi: 10.1088/1742-6596/1753/1/012063
  7. Burgonutdinov A. M., Istomina K. R., Kleveko V. I. Experimental studies of physical and mechanical processes in seasonally frozen soils of constructions of automobile roads // Construction and Geotechnics. 2022. Vol. 13, no. 3. P. 98—106. doi: 10.15593/2224-9826/2022.3.09
  8. Мохирев А. П., Медведев С. О., Смолина О. Н. Факторы, влияющие на пропускную способность лесовозных дорог // Лесотехнический журнал. 2019. Т. 9, № 3 (35). С. 103—113. doi: 10.34220/issn.2222-7962/2019.3/10
  9. Пузырева О. К., Мохирев А. П. Экспертная оценка факторов, влияющих на качество щепы // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. 2015. № 9-2 (20-2). С. 245—249
  10. Алаторцев Д. А., Алексиков С. В. Обоснование расчётных характеристик грунтов земляного полотна // Вестник Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета. Серия: Строительство и архитектура. 2005. № 5. С. 73—79
  11. Каменчуков А. В. Влияние влажности основания дорожной одежды на несущую способность дороги // Транспортные системы Сибири. Развитие транспортной системы как катализатор роста экономики государства: Междунар. научно-практич. конф., Красноярск, 7—8 апреля 2016 года: Сб. науч. тр.: В 2 ч. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2016. Ч. 1. С. 183—187
  12. Structural analysis of the roadbed with backfill on a foundation with a lower bearing capacity using the finite element method / U. Xu, H. Huang, Z. Yang [et al.] // Achievements of civil engineering. 2021. P. 1690168. doi: 10.1155/2021/1690168
  13. Galehdzhou B. K., Chelik S., Akbulut S. Experimental and numerical study of the bearing capacity of granular soil, which is affected by the roundness of particles // IJGS. 2017. No. 46 (10), P. 2137—2145
  14. Sarsembayeva A., Collins P. E. F. Assessment of frost resistance and mechanisms of moisture/chemical migration in the soil of highways using the method of laboratory modeling // Science and Technology of cold regions. 2017. Vol. 133. P. 26—35. doi: 10.1016/J.coldregions.2016.10.003

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Мохирев А.П., Серватинский В.В., Дудин П.О., Сорокина М.Н., Мохирев И.А., Соколова А.Р., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».