№ 4 (2024)

Обложка

Весь выпуск

Статьи

Особенности правового регулирования использования водных биологических ресурсов коренными малочисленными народами

Семенова И.В.

Аннотация

В статье рассматриваются особенности правового регулирования использования водных биологических ресурсов коренными малочисленными народами Российской Федерации (далее – КМН). Проанализирован правовой статус КМН, а также отмечено, почему коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ имеют особое положение в области осуществления традиционного рыболовства. Автором рассматривается проблематика прав и обязанностей народов Севера в отношении добычи водных биологических ресурсов. Особое внимание уделяется современным законодательным пробелам, существующим в данной сфере. Определены основные способы решения обозначенных проблем и оценены эффективность действующих законодательных актов. Автором проведен анализ законопроекта № 309477-8, призванного внести изменения в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» в части уточнения порядка осуществления рыболовного промысла коренными малочисленными народами. В работе обозначены основные направления совершенствования законодательства в рассматриваемой области. Методологической основой работы выступили: общенаучный диалектический, а также частно-научные методы познания − формально-юридический и сравнительно-правовой методы. Основными выводами исследования являются, сформулированные автором предложения по совершенствованию законодательства, а также обнаруженные им проблемы правового регулирования в данной сфере. Автором было предложено введение в Закон о рыболовстве термина «традиционное рыболовство». Помимо этого, заявительный порядок получения квот на ведение традиционного рыболовства был обозначен в качестве одной из основных проблем коренных малочисленных народов Севера при осуществлении ими рыболовства. Автором была обозначена необходимость детализации законопроекта № 309477-8 в части реализации нового механизма на практике, в особенности относительно фиксации объемов вылова водных биологических ресурсов и применяемых орудий их добычи. Исследование позволило обнаружить целесообразность предоставления представителям коренных малочисленных народов Севера льготных квот на ведение хозяйственной деятельности с целью развития предпринимательской деятельности в их среде.
NB: Административное право и практика администрирования. 2024;(4):1-13
pages 1-13 views

Административная ответственность за нарушения в сфере мелиорации земель

Устюкова В.В.

Аннотация

Актуальность статьи обусловлена тем, что она посвящена малоизученной в науке административного права теме. Между тем правонарушения в сфере мелиорации земель, рассматриваемые в науке как земельные правонарушения и правонарушения с «экологическими характеристиками», могут представлять определенную угрозу для обеспечения продовольственной и экологической безопасности России, так как противоречат цели обеспечения рационального использования земель, в первую очередь – земель сельскохозяйственного назначения. Эффективное выявление и профилактика данных правонарушений должны способствовать повышению ответственности различных субъектов, осуществляющих деятельность в сфере мелиорации, что должно способствовать целям обеспечения охраны окружающей среды в процессе проведения мелиоративных мероприятий. Предметом исследования являются нормы статей 10.9 и 10.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, практика их применения судами, а также юридическая литература по названной теме. Целью статьи является обсуждение спорных вопросов в доктрине административного права применительно к рассматриваемым отношениям, характеристика составов указанных правонарушений, выявление пробелов и противоречий в судебной практике. Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы познания (анализ, синтез и т.п.), и специальные методы (формально-юридический, сравнительно-правовой и др.). Отмечается, что в ходе практической реализации норм административной ответственности за правонарушения в сфере мелиорации земель имеют место недостатки как в формулировании составов правонарушений. В частности, не способствуют профилактике совершения названных правонарушений низкие размеры предусмотренных КоАП РФ административных штрафов. Территориальные органы Россельхознадзора также не всегда должным образом выполняют свои обязанности в данной сфере. Научная новизна работы состоит в сформулированных в ней выводах о том, что существует настоятельная потребность в устранении недостатков как в формулировании составов правонарушений в указанных статьях КоАП РФ, в том числе в аспекте повышения размеров штрафов за соответствующие деяния, так и в практике применения рассматриваемых статей. Обращается внимание и на необходимости совершенствования деятельности территориальных органов Россельхознадзора.
NB: Административное право и практика администрирования. 2024;(4):14-28
pages 14-28 views

К вопросам безопасности на объектах водного транспорта

Сотникова Ю.В.

Аннотация

Предметом исследования является обеспечение безопасности на водных объектах. Обеспечение безопасности на водных объектах требует систематического подхода, который включает всестороннюю подготовку и профилактику. Информирование населения о потенциальных рисках и правилах поведения на воде играет ключевую роль в снижении количества инцидентов и спасает жизни. Регулярные образовательные кампании и мероприятия по повышению осведомленности позволяют формировать ответственное отношение к собственному здоровью и безопасности. Координация усилий государства, бизнеса и общественных организаций создаёт необходимые условия для реализации комплексных программ, направленных на защиту населения на водных объектах. Такой подход позволяет минимизировать риски, обеспечивает готовность к реагированию в экстренных ситуациях и способствует улучшению общей безопасности на воде. При написании статьи использовались статистические данные МЧС России, правила и рекомендации по обеспечению безопасности на воде, правила поведения в экстремальных ситуациях на воде, а также нормативная документация, устанавливающая правовые инструменты регулирования безопасности на водном транспорте. Одним из ключевых аспектов данного исследования является выявление действующих пробелов в законодательной базе, регулирующей безопасность на водном транспорте. Несмотря на существование ряда нормативно-правовых актов, многие аспекты остаются недостаточно проработанными. Анализ существующих пробелов в правовой системе требует комплексного подхода к изучению общественных отношений в этой сфере. Важную роль в этом процессе играют не только государственные органы и регулирующие организации, но и объединения граждан, профессиональные ассоциации и неправительственные организации. Заключение данного исследования подчеркивает необходимость пересмотра и совершенствования действующих норм и правил, регулирующих безопасность на водном транспорте. Очевидно, что комплексное понимание и взаимодействие всех заинтересованных сторон создаст основу для развития более безопасной и надежной системы. Законодательство должно учитывать как текущие реалии использования водных ресурсов, так и перспективы их изменения в будущем.
NB: Административное право и практика администрирования. 2024;(4):29-43
pages 29-43 views

Вопросы регулирования спорта или к вопросу о предмете спортивного права

Куракин А.В.

Аннотация

В статье рассматривается феномен «спортивного права», обращается внимание, на то, что данное направление правового регулирования носит комплексный характер, обусловлено это объектом правового регулирования каковым является «спорт». Автор обращает внимание на различные точки зрения относительно предмета «спортивного права», и формулирует авторское определение данному феномену. Особенностями регулирования спортивных отношений является тот факт, что объектом в содержании данного регулирования является такая категория как «спорт». Спорт как явление социальной жизни, рассматривается в самых различных ракурсах, исходя из этого, предмет правового регулирования спортивных отношений носит комплексный характер, однако в регулировании спорта как явления преобладают нормы административного права, как регулятивного, так и охранительного характера. В работе отмечено, что серьезное влияние на предмет правового регулирования спорта оказывают нормы международного спортивного права. Методологическую основу статьи составили разнообразные методы научного познания. Были использованы следующие методы: историко-правовой метод, который позволил увидеть динамику формирования системы взглядов на предмет спортивного права; формально-логический и логико-юридические методы научного познания позволили определить противоречия, а также правовые и организационные проблемы, которые связаны с правовым регулированием спорта. На основании проведенного исследования автор сделал вывод о том, что нормы спортивного права, как комплексной отрасли регулируют общественные отношения, связанные с установлением правового статуса спортсмена и тренера, порядок перехода спортсменов из одного клуба (команды) в другой, т.е. нормы спортивного права регулируют трансфертные (агентские) отношения. Нормы спортивного права определяют порядок ответственности спортсменов и тренеров, причем спортивные санкции могут быть двух видов, санкции, установленные в самом спортивном соревновании и санкции установленные нормами административного, трудового, уголовного и гражданского права. Нормы спортивного права, регламентируют отношения, связанные с использованием допинга в спорте, соответствующие нормы запрещают его использование в любой из форм и устанавливают за его использование в спорте ответственность.
NB: Административное право и практика администрирования. 2024;(4):44-62
pages 44-62 views

Принципы административной ответственности: актуальные проблемы

Плигин В.Н.

Аннотация

Предметом исследования является понятие принципов административной ответственности, а также проблемы и тенденции их обеспечения в условиях активного реформирования отечественного законодательства об административной ответственности. С учетом того, что институт административной ответственности должен строиться на общих принципах публичного управления и юридической ответственности, автор рассматривает принципы административной ответственности как основополагающий элемент публично-правовой ответственности. Принципы административной ответственности исследуются автором с позиций выделения принципов установления и применения административной ответственности как принципов более конкретного порядка. В предмет исследования также включено формирование соотношения таких понятий как: принципы административной ответственности, принципы законодательства об административных правонарушениях, принципы производства по делам об административных правонарушениях. Они исследуются автором в контексте сравнительно-правового анализа положений действующего Кодекса РФ об административных правонарушениях и отдельных проектов Кодекса РФ об административных правонарушениях. При работе над темой были использованы следующие методы : сравнительно-правовой, методы системного и сравнительного анализа, методы юридической формализации, структурирования и классификации. Основными выводами проведенного исследования являются следующие: 1) перечень принципов административной ответственности может быть признан системой, в рамках которой в различные исторические периоды приоритетными и значимыми выступали разные виды принципов; 2) применительно к принципам административной ответственности следует выделять принципы установления административной ответственности и принципы применения административной ответственности (первая группа принципов адресована законодателю, вторая группа принципов закрепляется в законодательстве об административных правонарушениях и используется органами и лицами в рамках конкретных процедур привлечения к административной ответственности); 3) в качестве основных принципов административной ответственности необходимо выделить: законность; равенство лиц, привлекаемых к административной ответственности, перед законом; персонализацию административной ответственности; презумпцию невиновности; справедливость. Особым вкладом автора в исследование темы является обзор закрепления принципов административной ответственности в проектах КоАП РФ. Делается вывод о необходимости закрепления принципов административной ответственности в обновленном законодательстве об административных правонарушениях.
NB: Административное право и практика администрирования. 2024;(4):63-76
pages 63-76 views

Административно-правовое регулирование общественной нравственности и общественного порядка

Ахтанина Н.А.

Аннотация

Объектом исследования выступают общественные отношения. складывающиеся в сфере противодействия правонарушениям общественного порядка и общественной нравственности. Предметом исследования выступают понятие общественного порядка и общественной нравственности, нормы права, определяющие особенности административно-правовой защиты общественной нравственности и общественного порядка. Цель исследования – определить причины и условия совершения административных правонарушений в сфере общественного порядка и общественной нравственности, выявить проблемные аспекты их превенции, предложить пути повышения ее эффективности. Автор обосновывает, что правопорядок в российском обществе является его юридической основой, базисом функционирования государственной власти. Прочный общественный порядок, основанный на принципах права, выступает гарантией функционирования гражданского общества. В этой связи поддержание и укрепление правопорядка и нравственности, а также борьба с правонарушениями, представляют собой особый вид социального управления, защищающего безопасность граждан. Автором использованы общие и частные научные методы познания: – диалектический метод (при обозрении понятий, установлении связей и противоречий); – толкования норм права (при изучении норм, регулирующих вопросы противодействия правонарушениям); – системно-структурный (при изучении условий и причин совершения правонарушений); – статистический метод (анализ судебной практики) и другие. Научная новизна исследования определяется тенденциями государственной политики Российской Федерации, где особое место отведено охране нравственности и порядка в обществе. И как следствие необходимостью выработки новых методов борьбы с правонарушениями в этой сфере: 1) предлагается определение предупреждения правонарушений, как совокупности мер социального, правового, организационного, информационного и иного характера, направленных на недопущения совершения правонарушений и антиобщественного поведения, а также предотвращение готовящихся и пресечение начатых преступлений и иных правонарушений. 2) раскрываются формы предупреждения правонарушений в сфере общественной нравственности и общественного порядка среди молодежи; 3) обосновывается внедрение в каждом муниципальном образовании программы мероприятий «Профилактика правонарушений», посягающих, прежде всего, на общественную нравственность и общественный порядка, как наиболее распространенных, раскрываются основные направления программы. 4) констатируется, что реализация программы должна заключаться во вовлеченности администрации, органов образования, здравоохранения, службы занятости, органов внутренних дел в сопровождение лиц, совершивших повторные или систематические противоправные деяния.
NB: Административное право и практика администрирования. 2024;(4):77-92
pages 77-92 views

Единая консультационная служба ФТС России как основа клиенто-ориентированного администрирования таможенных органов

Боброва А.В.

Аннотация

Предметом исследования являются таможенные услуги, а именно реализация клиенто-ориентированного подхода при оказании консультационных услуг таможенными органами другим участникам внешнеэкономических отношений. Объектом исследования служат таможенные органы и оказываемые ими таможенные услуги. Целью исследования выступает формирование принципов построения и структуры Единой консультационной службы ФТС России, позволяющей не только оказывать качественные таможенные услуги участникам внешнеэкономических отношений, но и оценить показатели эффективности работы таможенных органов в этом направлении. Особое внимание в исследовании уделяется принципам работы таможенных органов при оказании информационных и консультационных услуг для участников внешнеэкономической деятельности и проблемам, возникающим в ходе реализации этих функций. Рассматривается возможность формирования специальной консультационной службы ФТС России. Методологической основой исследования послужил сравнительный анализ действующей системы обращений и жалоб на сайте ФТС России и предлагаемой Единой консультационной службы, в частности, основополагающий принцип перехода от информационных к консультационным услугам. Новизна исследования заключается в обосновании необходимости и целесообразности создания Единой консультационной службы ФТС России и в формировании принципов ее функционирования. Исследование выявило несоответствие в подходах таможенных органов к оказанию услуг, отношение к ним как к форме контроля, причем, с замещением понятия консультирование, по сути, информированием участников внешнеэкономических отношений. Было также показано, что принципы формирования консультационных услуг не представлены системно и в полном объеме, а их реализация сдерживается не столько отсутствием нормативного регулирования, сколько отношением должностных лиц таможенных органов к процессу администрирования, как к контрольной функции. Результаты исследования могут быть использованы законодательной властью страны для внесения изменений в нормативно правовые акты по регулированию таможенных услуг и таможенными органами для вывода отношений с участниками внешнеэкономических отношений на новый уровень с оценкой качества предоставляемых услуг. В статье разработаны рекомендации по созданию Единой консультационной службы ФТС России, в частности предложены принципы ее формирования и организационная структура, а также обоснована необходимость ее создания.
NB: Административное право и практика администрирования. 2024;(4):93-111
pages 93-111 views

Понятия «безопасность» и «национальная безопасность»: отдельные проблемы правовой терминологии

Кузнецов М.С.

Аннотация

В условиях современной мировой обстановки четкое понимание и определение терминов «безопасность» и «национальная безопасность» становятся критически важными для разработки эффективной государственной политики и правовых механизмов. Несоответствия и неопределенности в правовой терминологии приводят к правовым коллизиям и затруднениям в межведомственном взаимодействии. Кроме того, многозначность и размытость терминов могут негативно сказываться на общественном понимании и доверии к органам государственной власти и их действиям в сфере безопасности. В статье рассматриваются ключевые аспекты правовых дефиниций, используемых в законодательстве Российской Федерации, связанных с понятиями «безопасность» и «национальная безопасность». Анализируется эволюция этих понятий в юридическом и политическом контекстах, а также их взаимосвязь и влияние на формирование государственной стратегии в этой области. Особое внимание уделяется различиям в трактовках этих терминов в национальном праве, а также правоприменительной практике. Методологическую основу исследования составляет всеобщий диалектический метод познания. Наряду с ним использованы общенаучные и частно-научные методы: сравнительно-правовой, конкретно-социологических исследований, формально-логический, системный, структурно-функциональный, формально-юридический, аксиоматический. В результате проведенного исследования сделан вывод о значимости точной и однозначно понимаемой терминологии для эффективного обеспечения безопасности в современных условиях, когда мир сталкивается с новыми вызовами и угрозами. В настоящей научной работе сформулированы новые определения понятиям «безопасность» и «национальная безопасность», которые полноценно отражают отличительные черты каждого из них. Предложенные формулировки подчеркивают важность не только изучения, но и критического анализа этих категорий в контексте динамичных изменений, происходящих в современном мире. Сформулированные автором определения, безусловно, позволят сделать существенный шаг к укреплению правового понимания существующей системы обеспечения безопасности в современном Российском государстве, что позволит федеральному законодателю, в том числе качественнее обеспечивать защиту интересов граждан и страны в целом, используя грамотные дефиниции.
NB: Административное право и практика администрирования. 2024;(4):112-123
pages 112-123 views

Антикоррупционные составляющие правового положения (статуса) сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации

Григорьев И.В.

Аннотация

Реализация Национального плана противодействия коррупции на 2021-2024 годы выявила необходимость проведения научного анализа проблем правового регулирования регламентации антикоррупционных составляющих правового положения (статуса) сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. Предметом исследования выступают нормативные и методические источники определяющие права, обязанности и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел, а также механизмы их реализации. Автором подробно разбираются практические проблемы, возникающие при применении антикоррупционного законодательства связанные с обязанностью сотрудников органов внутренних дел представлять сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, обязанностью уведомлять о возможном возникновении конфликта интересов, ограничением дарения в связи с осуществлением профессиональной служебной деятельности. Особое внимание уделено некоторым правовым позициям высших судов (Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации) и судов общей юрисдикции, связанным с особенностями правового положения (статуса) сотрудников органов внутренних дел. Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы системного анализа и обобщения нормативных, научных и практических материалов; частнонаучные методы – сравнительного правоведения, логический, технико-юридический и другие. Научная новизна статьи определяется тем, что она представляет собой комплексное исследование проблем правового регулирования антикоррупционных составляющих правового положения (статуса) сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. Основными выводами проведенного исследования являются выявленные пробелы и коллизии в регламентации представления сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера сотрудников и членов их семей; неоднозначности регламентации ограничения дарения гражданским и служебным законодательством. Кроме того, дана оценка сформированной судебной практике по делам по заявлениям прокуроров об обращении в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлены доказательства его приобретения на законные доходы. К числу наиболее значимых результатов следует отнести сформулированные предложения по совершенствованию действующего федерального законодательства о противодействии коррупции.
NB: Административное право и практика администрирования. 2024;(4):124-140
pages 124-140 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».