№ 1 (2023)

Обложка

Весь выпуск

Статьи

Проблемы и перспективы правового регулирования Федеральной государственной информационной системы учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности

Разов П.С.

Аннотация

Необходимость сохранения населения, здоровья и благополучия людей, обеспечения комфортной и безопасной среды для жизни обуславливает значимость научно обоснованной трансформации системы обращения с отходами, в том числе с отходами I и II классов опасности. В условиях цифровой трансформации фактором упорядочения государственного управления сферой обращения с отходами стала Федеральная государственная информационная система учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности. Рассматриваемая система создана в целях информационного обеспечения деятельности по обращению с отходами. При этом ее создание началось в 2019 году и включало комплекс мероприятий правового, организационного и информационного характера.   Автором определено, что внедрение данной системы обеспечивает реализацию на более совершенном уровне некоторых экономико-правовых принципов обращения с отходами, в том числе принципа «загрязнитель платит», принципа экономического стимулирования и принципа близости. Вместе с тем с учетом выявленных проблем на современном этапе развития усматриваются направления совершенствования данной системы, в том числе: повышение ее открытости для обеспечения возможности гражданского контроля за сферой обращения с отходами, а также использование актуальных цифровых технологий, в том числе технологий смарт-контракта, обеспечивающих автоматическую передачу информации в систему. Идеи автора могут быть использованы для совершенствования правового регулирования данной системы и последующих научных исследований.
NB: Административное право и практика администрирования. 2023;(1):1-10
pages 1-10 views

Правовое регулирование стратегического государственного управления в области охраны окружающей среды (на примере субъектов Уральского федерального округа)

Разова Ю.А.

Аннотация

В настоящей статье автором с применением контент-анализа на основе формально-юридического метода исследованы документы стратегического планирования в области охраны окружающей среды на федеральном уровне, а также в субъектах Российской Федерации, расположенных на территории Уральского федерального округа. По результатам их анализа автором сделан вывод, что существующая система стратегического управления в области охраны окружающей среды включает на федеральном уровне указы Президента Российской Федерации о национальных целях развития и задачах развития, Стратегию экологической безопасности и национальный проект "Экология". На уровне субъектов Российской Федерации включает стратегии социально-экономического развития субъектов РФ, государственные программы субъектов РФ (в области создания благоприятной окружающей среды) и региональные проекты в этой области. Также автор отмечает, что период реализации государственных программ в области охраны окружающей среды различается в разных субъектах РФ, а также отличается от периода реализации национальных целей развития и стратегий социально-экономического развития соответствующих субъектов РФ, что требует корректировки для гармоничного развития системы стратегического управления. Также, по мнению автора, требует корректировки абзац пятый статьи 6 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ, поскольку он не соотносится с положением пункта 8 части 1 статьи 44 Федерального закона от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ, который устанавливает полномочие субъектов РФ по организации и осуществлению региональных и межмуниципальных программ и проектов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
NB: Административное право и практика администрирования. 2023;(1):11-29
pages 11-29 views

Основания и правовой механизм цифровой трансформации выдачи официальных документов с использованием NFT в России

Мазеин А.В., Кожевников А.К.

Аннотация

Цифровая трансформация современного российского общества требует внедрения новых сетевых инструментов взаимодействия, преобладающими среди которых являются блокчейн-системы. Криптографическое преобразование информации позволяет некоторым блокчейн-системам вырабатывать невзаимозаменяемые токены (NFT). С учетом такой возможности криптографически защищенные NFT-токены позволяют создавать уникальные цифровые образы различных объектов, которые не могут быть скопированы или подделаны. Эти технологические основания позволяют выдвинуть идею о переводе привычных документов на физических носителях (бумажный паспорт, пластиковое удостоверение) в форму NFT. Учитывая цели цифровой трансформации, принципы построения блокчейн-систем, а также сущностные признаки NFT, авторы выдвигают идею о том, что NFT может стать надежным способом хранения и защиты официальных документов. Вместе с тем российское право в настоящее время вопросы внедрения NFT-документов не регулирует. Поэтому авторами предлагается закрепить легальное понятие NFT-документа в положениях, определяющих статус отдельных официальных документов и порядок их выдачи. Под официальным NFT-документом, удостоверяющим юридически значимые факты, авторы предлагают понимать такой документ, который создается и выдается органами публичной власти либо уполномоченными организациями, и представляет собой уникальный набор метаданных, преобразованных криптографически. Для эффективного внедрения механизма выдачи NFT-документов и его своевременного совершенствования авторы предлагают провести правотворческий эксперимент по внедрению в оборот процедуры выдачи отдельных официальных документов в форме NFT, а в дальнейшем масштабировать результаты эксперимента с учетом анализа его результатов.
NB: Административное право и практика администрирования. 2023;(1):30-44
pages 30-44 views

Методы административной деятельности полиции по предупреждению и пресечению правонарушений в сфере потребления алкогольной продукции

Костин С.Г.

Аннотация

Административные правонарушения в сфере потребления алкогольной продукции являются одними из самых замечаемых гражданами, способствуют формированию негативного отношения общества к состоянию правопорядка в общественных местах. Положительная результативность административной деятельности полиции в исследуемой сфере, т. е. степень достижения ее цели, в большей степени зависит от совершенствования арсенала административно-правовых методов предупреждения и пресечения таких противоправных деяний. Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе предупреждения и пресечения полицией правонарушений в сфере потребления алкогольной продукции. Предметом исследования выступают специальные методы административной деятельности, применяемые полицией МВД России в ходе предупреждения и пресечения правонарушений в сфере потребления алкогольной продукции. Цель работы заключается в поиске и обосновании новых специальных методов административной деятельности полиции. В исследовании в качестве методологической основы был использован формально-логический метод при изложении материала исследования, формулировании выводов. Автором кратко характеризуются такие методы, как «прямое административное принуждение», «оказание полицейской помощи» и «полицейский надзор», а также полномочия полиции по их реализации. Системно-структурный метод применялся при рассмотрении нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность полиции МВД России. С помощью метода сравнительного правоведения кратко проанализирована правоохранительная деятельность в исследуемой сфере в зарубежных странах. В заключение статьи автором предложен новый метод осуществления административной деятельности полиции по предупреждению правонарушений в сфере потребления алкогольной продукции «Соседский дозор», предполагающий использование создаваемых государством социальных условий для получения информации о фактах злоупотребления алкоголем, оказание помощи лицам, находящимся в беспомощном состоянии в результате опьянения. Основным выводом проведенного исследования является утверждение, что внедрение данного метода в правоприменительную административную деятельность полиции позволит внести существенный вклад в реализацию антиалкогольной политики государства и обеспечение правопорядка на улицах.
NB: Административное право и практика администрирования. 2023;(1):45-58
pages 45-58 views

Вопросы административного задержания как меры административно-процессуального принуждения, применяемой в сфере внутренних дел

Трегубов И.С.

Аннотация

В статье рассматривается сущность мер административно-процессуального принуждения с акцентом на применение административного задержания. Также обращено внимание на институт административного задержания в целом и определение его места и функции в системе мер административно-процессуального принуждения. В работе раскрыта сущность административного задержания, как меры процессуального характера. Автором сделан вывод о том, что в указание закона, где административное задержание применятся в исключительных случаях, является некой формальностью. Ежедневно в территориальные и линейные органы МВД РФ задерживаются и доставляются сотни тысяч граждан, иностранных граждан. Поэтому говорить о том, что административное задержание эта, какая-то исключительная (редкая) мера административного воздействия, не приходится. Исходя из этого, административное задержание требует надлежащего процессуального и организационного обеспечения. Автор анализирует различные точки зрения относительно такой меры административно-процессуального принуждения как «административное задержание», выявляет критерии, которые положены в основу данной классификации, в зависимости от срока действия административного задержания и того субъекта к которому данное воздействие применятся. В статье обращено внимание, на организационные и процессуальные проблемы административного задержания, высказаны предложения по их устранению, а также даны предложения по закреплению в КоАП РФ, еще одной меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, которая необходима для повышения эффективности административного задержания. Также в работе осуществлено соотношение таких мер как: «доставление» и «административное задержание».
NB: Административное право и практика администрирования. 2023;(1):59-72
pages 59-72 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».